Отправляясь на поиски цветущей амброзии, я прихватила с собой несколько пар перчаток в надежде с кем-нибудь ими поделиться. Вдруг все же найдутся жители, которые согласятся очистить пространство от сорняка. Долго искать врага не пришлось, во дворах между Анапским шоссе и улицей Видова я нашла молодую поросль, но тут четко угадывались следы борьбы с нею: траву явно недавно косили. Вырвав с корнем побеги, я отправилась дальше.
Напротив гостиницы «Бригантина» я обнаружила настоящие заросли амброзии. Причем находились они и у самых ворот Новороссийского вагоно-ремонтного завода. Выходившие через проходную работники заверили меня, что на территории завода амброзии нет, там ее не щадят. Почему же вредоносные кусты растут рядом с предприятиями? Потому что это территория гаражного кооператива, объяснили мне.
Ни одного автомобилиста или просто владельца гаража рядом не оказалось. Изрядно попотев, я вырвала с корнем около двадцати кустов и отправилась дальше.
В центре города, на ухоженных аллеях и набережной потрудиться не пришлось: искомого растения не обнаружено. А вот в районе пляжа на Алексино амброзия цвела буйным цветом. Шествующие на пляж и обратно люди с радостью взяли у меня перчатки и согласились помочь в борьбе с сорняком. Несколько моих помощников оказались людьми приезжими, поэтому неожиданная прополка окрестностей показалась им развлечением, о котором они в родном Норильске расскажут друзьям и знакомым.
— Нам бы ваши проблемы! — пошутили северяне. — У нас эта амброзия и зацвести не успевает, снег выпадает.
Но были и те, кто отнесся к моей просьбе со всем пониманием. Приехавшие на Алексино искупаться жители Гайдука, помогая мне расправиться с зарослями, пожаловались на соседей.
— На нашей улице несколько неблагополучных семей. У них в огородах амброзия достигает двух метров. Просили соседей выполоть сорняк, а они выпьют, и им уже не до прополки, — рассказала жительница поселка Гайдук Светлана Калюжная. — Мучились мы с ними много лет подряд, а потом вызвали участкового. Тот пришел, провел беседу, и соседи прямо при нем пропололи огород.
Из Алексино я отправилась в другой район города — на Шесхарис. Вот уж где есть работа для участковых! На узких улочках и в районе тубдиспансера нетронутая никем амброзия росла в человеческий рост. Но сколько я ни пыталась подключить к прополке сорняка местных жителей, никто не отозвался. Вышедшие из одной калитки люди сообщили, что они из Узбекистана и жилье тут только снимают, амброзия не их проблема.
На повороте дороги, уходящей к «Семи ветрам», в открытые прогулочные джипы как раз загружались туристы.
— Ребята, подергать амброзию поможете? У меня и перчатки есть, — обратилась я к ним, не надеясь уже на отклик.
Но те оказались отзывчивыми. Вышли из машин, и все вместе мы ударно поработали.
И все-таки усилия отдельных энтузиастов проблемы не решат, подумалось мне. Вот в соседней Анапе чиновникам, которые не приняли необходимых мер по очистке подведомственных им территорий, будут вручать букеты амброзии. «Кубанские новости» сообщили, что уже составлен очередной список на основе 165 предписаний и 17 протоколов. За первое место — букет из девяти кустов.
А у нас, в Новороссийске, что?
Как выяснила корреспондент «НР», одним из самых проблемных участков города, где чиновники активно борются с сорняком, является Восточный внутригородской район. Именно там сосредоточен частный сектор, где амброзии вырастает гораздо больше, чем в районах, застроенных новыми высотками.
— С июня силами администрации Восточного района в нашем округе сорняк покосили на 73 тысячах квадратных метров. Было составлено более 150 протоколов на физлица и организации, которые даже после устного предупреждения не собирались искоренять сорняк. Штрафов взыскано на 15 тысяч рублей, но это только начало, — предупредила нерадивых хозяев главный специалист отдела ЖКХ администрации Восточного района Ольга Николаева. — Особенно тщательно велся покос на улицах Ялтинской, Кирова, Пограничной, Ревельской, Элеваторной, Пироговской, Терской, Маркхотской балке.
По словам Ольги Николаевой, много домовладений в районе Балки заброшены, ухаживать там за землей некому, приходится осуществлять покос силами муниципалитета. С владельцами частных домов проводятся беседы, людям объясняют, почему надо искоренять амброзию. Большинство реагирует положительно.
Общую ситуацию по Новороссийску доложили в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Новороссийска:
— С июня наши сотрудники в Новороссийске провели 20 плановых проверок. Было составлено 9 протоколов: 4 — на должностных лиц, 4 — на юридических лиц и один протокол на владельца частного домовладения, штрафов взыскано на 22800 рублей, — рассказал зам.начальника управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Новороссийске Яков Оганов. — Проблема в том, что, без согласования с прокуратурой, мы не можем самостоятельно пойти на завод и оштрафовать руководители или предприятие за цветущую амброзию. Теперь, увы, это противозаконно. Сделать так вне плана мы можем только после письменной жалобы гражданина.
Сорняк отличается живучестью и способностью семян распространяться любыми способами на колесах машин, с ветром. Размножается исключительно семенами, одно растение может дать от 1 до 100 тысяч семян, а созревшие семена могут сохранять свою всхожесть до 40 лет. Хороший способ защиты от самосева — просто не дать ей зацвести.
Лина ГРИЦЕНКО.
Уважаемые читатели!
А как вы боретесь с сорняком?
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru