Выпускники коррекционной школы № 9 минувшей осенью не смогли пойти учиться дальше — в профтехучилищах. Причина — в переходе России на новые федеральные образовательные стандарты, которые запрещают детям с диагнозами продолжать обучение в средних профессиональных учебных заведениях. В недоумении от новых норм и педагоги спецшколы, и родители ребят. Ведь особенные дети оказались без профессии и фактически на улице.
Педагогический коллектив государственной коррекционной школы № 9, который обеспокоен этой проблемой, пригласил корреспондента «НР» в гости — посмотреть в глаза этим детишкам и лично убедиться, что многие из них могут быть полноценными членами нашего общества.
Я зашла к будущим выпускникам 2013 года — в 9 «а» класс — с вопросом: «Кем вы хотите стать?». У мальчишек разгорелись глаза. Толик вполне разумно объяснил мне, почему он хочет стать поваром: эта профессия, как говорит он, позволяет всегда оставаться сытым. К тому же, выяснилось, мальчик уже умеет готовить суп, борщ, картошку — научила мама. Другой мальчик, Илюша, с азартом рассказывал, что он непременно выучится на автомеханика. Вместе с папой он уже копался в старенькой машине и немного разбирается в нюансах будущей профессии.
— Долгие годы у нас был контакт с лицеем «Строитель», где выпускники-мальчики обучались плотницкому и столярному делу, и с профессиональным училищем № 36, где девочек учили на операторов швейного оборудования, — рассказывает директор коррекционной школы № 9 Анна Фурса. — Руководство этих учебных заведений говорило, что наши выпускники нередко лучше многих других осваивают рабочие специальности.
Педагоги школы регулярно навещали своих выпускников — учащихся профтехучилища.
— В прошлом году мы зашли в цех лицея «Строитель», где мальчишки мастерили деревянные стульчики. Это было загляденье — так ловко они управлялись со станками и инструментами! Мы испытали гордость за наших мальчиков, услышав в их адрес похвалы от мастеров, — вспоминает заместитель директора школы № 9 по воспитательной работе Ольга Шишкина. — Много лет подряд ПТУ № 7 принимало наших детей учиться на поваров. Может, по химии и иностранным языкам наши дети отстают, но по специальности они — лучшие в группе!
Но кто эти дети, кто учится в коррекционной школе № 9? Диагнозы этих учеников зашифрованы, а информация о болезнях не поддается разглашению. Обо всех этих детях можно сказать казенным языком: они имеют ограниченные возможности здоровья.
Евгения Коджебаш, заместитель директора школы № 9 по коррекционной работе, вот так рассказывает о своих подопечных: «Они не способны творить или руководить, так как у этих детей органическое поражение нервной системы. Но зато они великолепные исполнители. Они склонны к физическому труду, способны четко выполнять поставленную задачу, требующую несложных навыков».
Корреспондент газеты лично убедилась, что многие ученики девятой школы — отличные мастера. В коридоре школы выставлены работы, которые ребята готовили к различным конкурсам. Вы бы видели поделки из бисера! Да, эскизы для такой картины изготавливает педагог, но всю кропотливую работу с бисером выполняют детишки с ограниченными возможностями здоровья! Лично у меня бы не хватило терпения...
Каждый год девятая школа выпускает от 20 до 30 ребят и девчонок. Половина из них — с диагнозами, позволяющими дальше получать специальности в средних профессиональных учебных заведениях. Периода обучения в училищах как раз хватало, чтобы дать профессию в руки этим непростым детям. Дальше судьбы складывались по-разному. Некоторым подросткам вообще снимали диагнозы. Мне привели в пример одну известную персону в морском порту — он выпускник девятой школы, но никто из его окружения этого не знает, потому что человек абсолютно адекватен.
Показателен пример еще одной семьи (фамилии не называю по понятным причинам). Оба брата — выпускники коррекционной школы. Старший, Александр, успешно закончил обучение в лицее «Строитель», получил профессию. Медики сняли диагноз, юноша пошел в армию. Причем служит не в стройбате, а в престижных войсках в Подмосковье. Младший, Андрей, тоже хотел пойти по стопам брата, по не успел: помешали новые образовательные стандарты, по которым выпускникам коррекционных школ теперь не место в системе ПТУ. Мальчишка теперь на учете в службе занятости как безработный.
Вот еще один пример: девочку привели в девятую школу очень запущенной, даже говорить она не могла. Ребенка выправили, научили разговаривать, она пошла работать санитаркой в сельскую амбулаторию.
— Никто не мог и подумать, что эта молодая женщина наша выпускница, — рассказывает Ольга Шишкина. — Руководство амбулатории даже предлагало девочке идти учиться дальше — в медучилище, такая она толковая.
А вот судьба Коли. Недавно выпускник пришел устанавливать на здании родной школы «козырек». Сейчас он директор собственной компании, предоставляющей строительные и ремонтные услуги.
Но что теперь станет с детишками, которым новшества в образовании перекрыли пути учиться дальше в ПТУ? Анна Фурса говорит, что эта проблема не оставила равнодушными никого. По крайней мере, людей нашего города, причастных к судьбам детишек с диагнозом. Педагоги коррекционной школы восприняли эту проблему, как собственную беду. Было проинформировано руководство города, управления образования.
— В ответ прозвучало: мы не можем допустить, чтобы хотя бы один ребенок остался на улице, — говорит Анна Дмитриевна.
Найдено временное решение проблемы на уровне города — обучить таких детишек на курсах при Центре занятости населения. Методом опроса выяснили, какие специальности могут освоить дети за несколько месяцев. Мальчиков станут обучать на автослесарей, девочек — на поваров-кондитеров. В пилотную группу, направленную на обучение в Центр занятости, попали двенадцать выпускников девятой школы — их допустили к дальнейшему обучению и психиатры, и специалисты медико-социально-психологического центра «Диалог». Со дня на день они начнут ходить на курсы.
Но возникла другая проблема. Людей с «корочкой» курсов не хотят трудоустраивать. Ведь у них должен быть неполный рабочий день! Я не говорю о других мотивах отказа в трудоустройстве молодежи, вы понимаете, каких.
Руководитель Центра занятости населения Новороссийска Анжелика Панюшкина делится тем, как она уговаривает работодателей приобщиться к этой важной социальной миссии. Но те пока ни в какую не соглашаются.
— Да, эти люди могут заниматься несложным трудом, — говорит декан социально-экономического факультета НФ МГЭИ, кандидат психологических наук Виталий Гавриленко. — Но если не позаботиться об их занятости, то будущее, увы, печально: алкоголизм, проституция, воровство, преступные группы.
А еще — бродяжничество. Ведь в силу своей психики эти люди очень ведомые. Кстати, люди с такими диагнозами могут представлять опасность для всех нас, если мы от них отвернемся. Светлана Гузева, руководитель медико-социально-психологического центра «Диалог» говорит, что дети из 9-й школы по природе добрые. И задача общества в том, чтоб они не обозлились.
Анна Фурса видит пока один выход — каким-то образом наладить социальное партнерство с работодателем. «Выбить» квоты под выпускников курсов при Центре занятости. К сожалению, эта проблема просто так на уровне города не решится, нужно решение как минимум на уровне края.
Корреспондент предложила педагогам коррекционной школы через газету обратиться к потенциальным работодателям. Вот что они сказали.
— Никто в этой жизни ни от чего не застрахован. Человек, полный сил и здоровья, завтра может стать человеком с ограниченными возможностями здоровья. И если сегодня ты кому-то поможешь, есть надежда, что завтра помогут тебе. Уважаемые работодатели, будьте милосердны! Попробуйте: возьмите на работу хотя бы одного выпускника коррекционной школы. Вы не пожалеете!
Эти молодые люди могли бы трудиться озеленителями, убирать город от мусора вместо гастарбайтеров. Из них получаются прекрасные санитары в больницах, младший персонал домов престарелых. Инвалиды с более сложными диагнозами могли бы изготавливать сувенирную продукцию, выполнять работу на дому.
— Наши дети очень-очень хотят быть полноценными членами обществами. Помогите им в этом!

Педагогический коллектив государственной коррекционной школы № 9, который обеспокоен этой проблемой, пригласил корреспондента «НР» в гости — посмотреть в глаза этим детишкам и лично убедиться, что многие из них могут быть полноценными членами нашего общества.
Я зашла к будущим выпускникам 2013 года — в 9 «а» класс — с вопросом: «Кем вы хотите стать?». У мальчишек разгорелись глаза. Толик вполне разумно объяснил мне, почему он хочет стать поваром: эта профессия, как говорит он, позволяет всегда оставаться сытым. К тому же, выяснилось, мальчик уже умеет готовить суп, борщ, картошку — научила мама. Другой мальчик, Илюша, с азартом рассказывал, что он непременно выучится на автомеханика. Вместе с папой он уже копался в старенькой машине и немного разбирается в нюансах будущей профессии.
— Долгие годы у нас был контакт с лицеем «Строитель», где выпускники-мальчики обучались плотницкому и столярному делу, и с профессиональным училищем № 36, где девочек учили на операторов швейного оборудования, — рассказывает директор коррекционной школы № 9 Анна Фурса. — Руководство этих учебных заведений говорило, что наши выпускники нередко лучше многих других осваивают рабочие специальности.
Педагоги школы регулярно навещали своих выпускников — учащихся профтехучилища.
— В прошлом году мы зашли в цех лицея «Строитель», где мальчишки мастерили деревянные стульчики. Это было загляденье — так ловко они управлялись со станками и инструментами! Мы испытали гордость за наших мальчиков, услышав в их адрес похвалы от мастеров, — вспоминает заместитель директора школы № 9 по воспитательной работе Ольга Шишкина. — Много лет подряд ПТУ № 7 принимало наших детей учиться на поваров. Может, по химии и иностранным языкам наши дети отстают, но по специальности они — лучшие в группе!
Но кто эти дети, кто учится в коррекционной школе № 9? Диагнозы этих учеников зашифрованы, а информация о болезнях не поддается разглашению. Обо всех этих детях можно сказать казенным языком: они имеют ограниченные возможности здоровья.
Евгения Коджебаш, заместитель директора школы № 9 по коррекционной работе, вот так рассказывает о своих подопечных: «Они не способны творить или руководить, так как у этих детей органическое поражение нервной системы. Но зато они великолепные исполнители. Они склонны к физическому труду, способны четко выполнять поставленную задачу, требующую несложных навыков».
Корреспондент газеты лично убедилась, что многие ученики девятой школы — отличные мастера. В коридоре школы выставлены работы, которые ребята готовили к различным конкурсам. Вы бы видели поделки из бисера! Да, эскизы для такой картины изготавливает педагог, но всю кропотливую работу с бисером выполняют детишки с ограниченными возможностями здоровья! Лично у меня бы не хватило терпения...
Каждый год девятая школа выпускает от 20 до 30 ребят и девчонок. Половина из них — с диагнозами, позволяющими дальше получать специальности в средних профессиональных учебных заведениях. Периода обучения в училищах как раз хватало, чтобы дать профессию в руки этим непростым детям. Дальше судьбы складывались по-разному. Некоторым подросткам вообще снимали диагнозы. Мне привели в пример одну известную персону в морском порту — он выпускник девятой школы, но никто из его окружения этого не знает, потому что человек абсолютно адекватен.
Показателен пример еще одной семьи (фамилии не называю по понятным причинам). Оба брата — выпускники коррекционной школы. Старший, Александр, успешно закончил обучение в лицее «Строитель», получил профессию. Медики сняли диагноз, юноша пошел в армию. Причем служит не в стройбате, а в престижных войсках в Подмосковье. Младший, Андрей, тоже хотел пойти по стопам брата, по не успел: помешали новые образовательные стандарты, по которым выпускникам коррекционных школ теперь не место в системе ПТУ. Мальчишка теперь на учете в службе занятости как безработный.
Вот еще один пример: девочку привели в девятую школу очень запущенной, даже говорить она не могла. Ребенка выправили, научили разговаривать, она пошла работать санитаркой в сельскую амбулаторию.
— Никто не мог и подумать, что эта молодая женщина наша выпускница, — рассказывает Ольга Шишкина. — Руководство амбулатории даже предлагало девочке идти учиться дальше — в медучилище, такая она толковая.
А вот судьба Коли. Недавно выпускник пришел устанавливать на здании родной школы «козырек». Сейчас он директор собственной компании, предоставляющей строительные и ремонтные услуги.
Но что теперь станет с детишками, которым новшества в образовании перекрыли пути учиться дальше в ПТУ? Анна Фурса говорит, что эта проблема не оставила равнодушными никого. По крайней мере, людей нашего города, причастных к судьбам детишек с диагнозом. Педагоги коррекционной школы восприняли эту проблему, как собственную беду. Было проинформировано руководство города, управления образования.
— В ответ прозвучало: мы не можем допустить, чтобы хотя бы один ребенок остался на улице, — говорит Анна Дмитриевна.
Найдено временное решение проблемы на уровне города — обучить таких детишек на курсах при Центре занятости населения. Методом опроса выяснили, какие специальности могут освоить дети за несколько месяцев. Мальчиков станут обучать на автослесарей, девочек — на поваров-кондитеров. В пилотную группу, направленную на обучение в Центр занятости, попали двенадцать выпускников девятой школы — их допустили к дальнейшему обучению и психиатры, и специалисты медико-социально-психологического центра «Диалог». Со дня на день они начнут ходить на курсы.
Но возникла другая проблема. Людей с «корочкой» курсов не хотят трудоустраивать. Ведь у них должен быть неполный рабочий день! Я не говорю о других мотивах отказа в трудоустройстве молодежи, вы понимаете, каких.
Руководитель Центра занятости населения Новороссийска Анжелика Панюшкина делится тем, как она уговаривает работодателей приобщиться к этой важной социальной миссии. Но те пока ни в какую не соглашаются.
— Да, эти люди могут заниматься несложным трудом, — говорит декан социально-экономического факультета НФ МГЭИ, кандидат психологических наук Виталий Гавриленко. — Но если не позаботиться об их занятости, то будущее, увы, печально: алкоголизм, проституция, воровство, преступные группы.
А еще — бродяжничество. Ведь в силу своей психики эти люди очень ведомые. Кстати, люди с такими диагнозами могут представлять опасность для всех нас, если мы от них отвернемся. Светлана Гузева, руководитель медико-социально-психологического центра «Диалог» говорит, что дети из 9-й школы по природе добрые. И задача общества в том, чтоб они не обозлились.
Анна Фурса видит пока один выход — каким-то образом наладить социальное партнерство с работодателем. «Выбить» квоты под выпускников курсов при Центре занятости. К сожалению, эта проблема просто так на уровне города не решится, нужно решение как минимум на уровне края.
Корреспондент предложила педагогам коррекционной школы через газету обратиться к потенциальным работодателям. Вот что они сказали.
— Никто в этой жизни ни от чего не застрахован. Человек, полный сил и здоровья, завтра может стать человеком с ограниченными возможностями здоровья. И если сегодня ты кому-то поможешь, есть надежда, что завтра помогут тебе. Уважаемые работодатели, будьте милосердны! Попробуйте: возьмите на работу хотя бы одного выпускника коррекционной школы. Вы не пожалеете!
Эти молодые люди могли бы трудиться озеленителями, убирать город от мусора вместо гастарбайтеров. Из них получаются прекрасные санитары в больницах, младший персонал домов престарелых. Инвалиды с более сложными диагнозами могли бы изготавливать сувенирную продукцию, выполнять работу на дому.
— Наши дети очень-очень хотят быть полноценными членами обществами. Помогите им в этом!
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru