У Эдуарда НЕТРЕБКО открылась выставка в галерее Союза художников России. Каждое из полотен, а их около 70 – яркий пример, как можно даже из самого хмурого – и по палитре, и по событиям – дня извлечь лучезарную радость, и она озарит не только твою собственную жизнь, но и тех, кто оказался рядом.
Выставка приурочена к 75-летию художника. И зрелость, опыт, душевная мудрость юбиляра чувствуются во всем. Но как же трудно отыскать в галереях города работы, которые были бы полны вот этой «нетребковской», юношеской радости, восторга перед жизнью!
Между тем известно: жизненная ситуация у Эдуарда Николаевича была тяжелой, если не сказать беспросветной – тяжко болел и уходил из жизни близкий человек, ежедневная рутина по поддержанию быта целиком легла на плечи художника.
Откуда же этот сияющий свет его картин, эти искрящиеся краски, эта разгоняющая тучи эмоция?
Я спросила об этом художника. А он ответил с обезоруживающей откровенностью:
– Я работал, чтобы не сойти с ума. Это спасение, опора в жизни.
Коллеги по цеху считают Нетребко импрессионистом. Фокус в том, что художники этого направления смешивают краски, условно говоря, не на палитре, а в глазу у зрителя.
Каждый мазок, положенный на холст – отдельный, чистый цвет, как в самой природе. Но сколько фантастических оттенков мы видим, когда случайный ветерок причесывает гриву цветочного луга, или когда зной накидывает на город сиреневую вуаль, или когда птица краем крыла чиркнет по воде, или солнце вдруг окунется в облако – и за несколько мгновений многократно сменятся краски в пейзаже…
Вот эта волнующая подвижность, свойственная только живому, есть в работах Нетребко. Вот это ощущение подлинности изображаемого мира. Притом, что это бесконечно далеко от фотографической точности, которую сам художник не приемлет.
Для этого есть фотокамера, она сегодня открывает фантастические возможности изображения. Но тогда для чего тебе кисть и мастихин? Переквалифицируйся!
Председатель новороссийского отделения Союза художников России Ольга ЛУЧКИНА, пригласившая нас на эту выставку, отметила: Нетребко – один из двух оставшихся старейших художников в городе – он да его ровесник Геннадий Вознюк. Чем ценно это поколение в искусстве – художники успели получить, в частности, Эдуард Николаевич, хорошую, европейского уровня школу.
И – а это обязательное, если хотите, исходное условие для творца – ему интересно жить!
Когда-то Эдуарду Николаевичу приходилось буквально вырываться на этюды. Работа в фондах, заказы – зато художнику не надо было ломать голову, как прокормиться.
Сегодня заказчик – частное лицо. Обычное дело, если с несформированным вкусом. А угождать ему Нетребко не хочет.
На мой, подчеркну, непрофессиональный взгляд, в последние годы на людей обрушилось такое количество уродства, примитивности, пошлости, что это не могло не отбить наши рецепторы, коими должно бы чутко воспринимать, осязать красоту. Чтобы реанимировать их, нужно погрузить в пространство, излучающее эту красоту. Работы Нетребко – отличное средство!
А ведь у нас могло и не быть этого художника. Мальчишка из Гайдукской школы даже не ходил в какой-нибудь кружок рисования.
Просто однажды за лучшее оформление школьной стенгазеты (заголовки, карикатурки) его наградили набором открыток дипломных работ выпускников Высшего промышленного художественного училища в Ленинграде, знаменитой «Мухинки». И парень загорелся.
Так что все решил случай. А случай, как говорят, это псевдоним Бога. Таких «случаев» в продвижении – очень трудном, со всяческими препонами – новороссийского парня к осуществлению мечты было еще много. Все не перескажешь.
Это, так сказать, изнанка холста. А мы видим в работах художника торжество красоты, которое природа празднует каждое мгновение. На этот праздник пускают всех. Только выбери время!
Марина РЫБКИНА.
Адрес выставки:
ул. Чайковского, 10, 2-й этаж.
Выставка продлится до 2 ноября.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru