Пытались разорить
На проходной нас встретил начальник отдела по управлению персоналом филиала «Новороссийский вагоноремонтный завод» АО «Вагонреммаш» Михаил Забейворота, отработавший здесь ни много ни мало 28 лет. Он же и выступил нашим гидом по цехам предприятия, занявшим территорию в 22 гектара.
— С начала 90-х крупный бизнес присматривался к территории завода как к удобной перевалочной базе Новороссийского транспортного узла. Из-за удобного местоположения и обустроенных железнодорожных путей у деловых людей неоднократно возникало желание перепрофилировать предприятие, — поделился Михаил Юрьевич. — Несмотря ни на что, завод удалось сохранить. К тому же в России таких заводов всего осталось пять.
Кругом — чистота
В моих представлениях о заводах перед глазами всплывает картина: на территории везде валяются различные заготовки, металлическая стружка, кругом мазутные лужи. НВРЗ же предстал совсем в ином свете: несмотря на то, что территория вдоль и поперек разрезана железнодорожными путями (как-никак вагоны ремонтируют), все благоустроено, чисто, аккуратно, и даже есть небольшой фонтан, правда, законсервированный на зиму.
Как я понял, побывав в разных цехах, если на завод попал вагон на капитально-восстановительный ремонт (КВР), то его разберут до самого каркаса. То есть снимут и колесные тележки, и всё имеющееся оборудование, и внутреннюю отделку, вплоть до стекол. Затем металлическому каркасу произведут дробеструйную очистку и подготовят кузов вагона к покраске в автоматизированном цехе.
— На КВР пассажирского вагона, с заменой всего оборудования и внутреннего убранства, используем материалы и аппаратуру только отечественных производителей. На это у нас уходит ровно 90 дней, — пояснил Михаил Юрьевич. — Благодаря полной модернизации жизнь вагонов продлевается на 15 лет.
Учиться и зарабатывать

В одном из цехов, где производится ремонт колес, мы встретили мастера производства колесно-тележечного цеха роликового отделения Ирину Тарасюк, отработавшую на НВРЗ четверть века. По ее словам, на завод устроилась сразу после окончания Краснодарского железнодорожного техникума. Сначала контролером ОТК в разных цехах, а потом дефектоскопистом. На выбор профессии повлиял отец, всю жизнь трудившийся машинистом локомотива.
— Вот уже восемь лет работаю мастером в этом цехе. — В моем подчинении 12 мужчин и одна женщина — машинист крана. Работа очень сложная, так как уделяем огромное внимание безопасности движения, людей все-таки перевозим, — рассказала Ирина Завеновна.
По словам Михаила Забейворота, женщины у них работают в основном на административных должностях, но есть и контролеры ОТК, и маляры.
— В данный момент у нас трудится чуть более 750 человек. А когда-то было почти 2,5 тысячи. Мы набираем, кроме квалифицированных слесарей, электромонтеров, сварщиков, у которых зарплата варьируется от 25 до 70 тысяч, и молодых людей, закончивших 11 классов. Прямо на заводе, не отрываясь от производства, они могут получить специальность по пяти направлениям с присвоением разряда. При этом в период учебы выплачиваем зарплату от 12 до 15 тысяч рублей. Думаю, не многие предприятия сейчас могут такое позволить.
Михаил Юрьевич отметил, что сейчас на заводе трудится 15 человек с инвалидностью. Еще к ним часто отправляют правонарушителей на принудительные работы. Некоторые остаются после исправительных работ, проникшись заводской атмосферой и приличными заработками.
Планов — громадьё

О перспективах развития предприятия рассказал его директор Владимир Шелегацкий.
— Два года назад НВРЗ вошел в крупную компанию АО «Вагонреммаш», под крылом которого еще два подобных завода — в Воронеже и Тамбове. Во многом благодаря этому мы разработали дорожную карту развития нашего предприятия. В прошлом году капитально отремонтировали 274 вагона. На этот год запланирован ремонт 209 вагонов. Реконструкция заказчикам выгодна тем, что новый пассажирский вагон стоит порядка 40 млн рублей, а модернизация вагона обходится в 25 млн, при этом на выходе получается практически новое изделие.
По словам Владимира Александровича, совсем недавно к ним приезжал глава города Владимир Синяговский, который шутя поинтересовался: «Вы еще живы?». Вник в проблемы и перспективы развития завода. А планов у НВРЗ громадье. Главе города рассказали, что на базе завода планируется освоить ремонт троллейбусов. При этом в ремонте использовать только отечественные комплектующие. Допустим, новый троллейбус стоит 10 млн рублей, а здесь могут отремонтировать его за 5 млн рублей, оборудовав машину подъемниками для инвалидов, системой ГЛОНАСС, кондиционерами и другим высокотехнологическим оборудованием. Мало того, это очень выгодно бюджету, так как деньги останутся в городе, а главное — появятся новые рабочие места для горожан.
Но самый масштабный проект, с которым руководство завода вышло на губернатора края Вениамина Кондратьева — строительство с нуля рефконтейнеров.
— В стране никто не производит рефрижераторные контейнеры, все закупается в Японии и Китае. Мы же хотим занять эту нишу. Тем более что Кубань смело можно назвать житницей России, — подчеркнул директор. — В логистическом и экономическом плане контейнеры-рефрижераторы — самые выгодные. Ведь загрузку и выгрузку продукции можно осуществлять от «двери до двери». В будущее мы смотрим с большим оптимизмом.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru