Так уж устроен мир, что все в этой жизни имеет свое начало и свой конец. Самое главное, теряя дорогих людей, не потерять их в своем сердце. Ведь только когда мы их помним и чтим, они для нас живы, а души их бессмертны.
Поставить свечу, молясь за спасение
С началом Великого поста особое внимание уделяется поминовению всех усопших близких и родственников. Церковь рекомендует приходить в храм Божий, ставить за упокой умерших родственников свечи и молиться за спасение их душ.
Поминальные субботы также называют родительскими субботами или вселенскими панихидами. В эти дни во всем мире принято поминать умерших родителей и собратьев по вере. Кстати, родительскими эти дни называют потому, что покойников в народе благоговейно называли родителями, то есть принадлежащими к роду отцов, предков, к которым они отошли.
Для чего поминают
Поминая усопших, мы, прежде всего, молимся за спасение их грешных душ. Если рассматривать поминальные дни по их значимости, то стоит отметить, что главными и значительными считаются третий, девятый, сороковой дни, годовщина смерти, день ангела.
Поминая усопшего на третий день после его смерти, мы отдаем свое почтение образу Пресвятой Троицы. Важность поминок на третий день заключается в том, что человеческая душа в этот день принимает мытарства, то есть проходит скопище злых духов, преграждающих ей путь.
На девятый день душа в сопровождении ангела Божьего ходит по небесным обителям, созерцает красоту и умиротворение. На девятый день ангел представляет душу усопшего перед Господом, и родственники его снова должны помолиться за него, чтобы Бог принял его в свою обитель.
На сороковой день душа будет во второй раз представлена на Святую гору, где Господь решит, достойна ли она быть отправлена в райские селения с праведниками. Если родственники и близкие люди усердно молятся в этот день за душу усопшего, тогда грехи ему отпускаются, и даже грешная душа очищается и имеет возможность попасть в рай.
В годовщину смерти и день ангела также необходимо поминать умерших родственников, ведь фактически смерть человека — это рождение новой жизни. Если в эти дни нет возможности посетить могилу близкого человека, то обязательно помяните его добрыми словами.
Готовимся к особым дням
В православной церкви каждый день недели приурочен к особому воспоминанию. Суббота же посвящена памяти всех святых и почивших. В субботу Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир. Также в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни:
1. Вселенская мясопустная родительская суббота. Она бывает за неделю до Великого поста, в этом году — 9 марта.
2-4. Родительские вселенские субботы: 2-я (30 марта), 3-я (6 апреля) и 4-я (13 апреля) недели Великого поста.
5. Радоница — вторник второй недели после Пасхи (14 мая). Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.
6. 9 мая — день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.
7. Троицкая вселенская родительская суббота — суббота перед днем Святой Троицы (26 июня). В настоящее время ошибочно считают родительским днем сам праздник Троицы.
8. В день усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов за веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II.
9. Димитриевская родительская суббота — суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (2 ноября по новому стилю), небесного покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского.
Кутью вкушает душа
В эти дни принято читать молитву об усопших, собираться всей семьей и совершать поминальную трапезу, которая начинается с молитвы «Отче наш». Перед первым блюдом каждый член семьи должен вкусить поминальную кутью, которую готовят из пшеницы или риса и заправляют медом, изюмом, мармеладом или вареньем. При этом зерна пшеницы или риса являются символом воскресения, а мед или варенье, добавляемые в кутью, представляют сладости, которые вкушает душа на небесах.
Важным моментом поминальных дней являются добрые слова об умершем за все его хорошие качества и поступки. Если поминальный обряд проходит на кладбище, то необходимо оставить на могиле усопшего хлеб, воду и другие яства.
Что на панихидном столе
В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) — различные продукты (за исключением мясных). После совершения панихиды продукты раздают служащим храма, нуждающимся, отправляют в детские дома и дома престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, это есть милостыня усопших.
В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.
Обычай оставлять на могилах различную снедь к православию никакого отношения не имеет. Это все отголоски языческих тризн. Особенно неблагочестиво оставлять на могилках освященные в церкви продукты. Большой грех на кладбище пить спиртное. Самое лучшее, что вы можете сделать для них — это совершить, хотя бы краткую, молитву.
Про старые обычаи
Поминальных традиций существует довольно много. Вот некоторые из них, встречавшиеся в стране приблизительно в то время, когда был основан Новороссийск.
Зажиточные крестьяне в поминовение усопших разносили по сорока домам сорок милостынь. Такая милостыня нередко подавалась холстом или раздачей чего-либо из вещей умершего.
Каждый участник поминального обеда в течение шести недель должен был ежедневно один-два земных поклона сделать в память об усопшем.
В последний четверг перед Троицей было принято ухаживать за могилами странников, не имевших в данном месте близких людей. Об этом обычае писал Н. Карамзин в «Истории государства Российского».
В первое воскресенье после Пасхи крестьяне носили на могилы яйца и блины. «Якобы в этот день души умерших выходят из могил и невидимо беседуют с людьми». Как правило, эти угощения подбирали нищие.
Поминовение усопших — есть апостольское установление
Обычай поминать усопших имеется уже в Церкви ветхозаветной. В древних литургиях (Иакова и Марка), дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. Отцы и учителя Церкви более позднего времени — Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин и другие, изъявляя смысл поминовения усопших и указывая, что истинный смысл его состоит в молитвах, совершении бескровной жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление, и что оно соблюдается во всей Церкви.
Евгений ЛАПИН.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru