У детей, которые слабо слышат, до недавних пор был незавидный выбор мест учебы: или в интернатах в других городах, например, в Армавире, или же в четырех домашних стенах. Но год назад школа № 33 противопоставила этим грустным вариантам свой эксперимент – взяла шестерых первоклассников на обучение среди обычных сверстников.
Риск есть, но благородный
Руководство школы прекрасно понимало цену риска, связанного с этим экспериментом, однако решилось проявить инициативу, а вместе с педагогами взяло на себя дополнительную ответственность и городское управление образования. Почему?
Во-первых, российское правительство в лице премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА озвучило такую задачу: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных классах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».
А во-вторых, тридцать третья школа еще до этой установки сверху приобрела кое-какой опыт обучения слабослышащих – несколько лет назад сюда передали из гимназии № 4 целый класс таких детей. Их благополучно довели до девятого и выпустили не только с аттестатом, но и с корочками о профессиональном образовании, на базе школьной столовой была возможность обучать поварскому делу.
Еще одна предпосылка – наличие квалифицированных кадров. В коллективе уже работали сурдопедагог, почетный работник образования Наталья БАРМУТА, и педагог-психолог, кандидат психологических наук, доцент Наталья МУШАСТАЯ, которая тоже не понаслышке знает, как интегрировать слабослышащих детей в школьную среду. Поэтому руководство школы отказалось от соблазна взять первоклашек и отправить их на домашнее обучение, которое, даже в самом организованном виде, отличается бесспорным недостатком – замкнутостью.
Под знаком равенства
На практике все устроилось наилучшим образом: в два первых класса пришли по три ученика, у которых операция по улучшению слуха давно позади, но проблемы остались. Таким детям сложно не только воспринимать школьную программу, но и говорить, адекватно ориентироваться в мире вещей и человеческих отношений.
Чтобы уменьшить нагрузку, для освоения трех образовательных предметов (математика, русский язык и чтение) эти шесть первоклашек идут к сурдопедагогу, она же логопед, Наталье Бармуте. Применяя специальную методику, она постепенно отучает их читать по губам, параллельно развивая звуковое восприятие информации.
Другие, не столь трудные предметы, дети изучают вместе с остальными одноклассниками, то есть поют, рисуют и сдают нормативы по физкультуре наравне со сверстниками, не имеющими проблем со слухом.
– Мы не торопились афишировать свой эксперимент, – говорит Наталья Мушастая. – Осенью, зимой и весной провели психологическую диагностику наших учеников, и результаты внушают оптимизм. Если честно, пришлось приложить немало усилий для адаптации этих детей, но потихоньку мы продвигаемся вперед. Особенностью работы в диагностическом классе является включение психологических тренингов по развитию психических функций. И теперь можно смело сказать, что внимание, память, интеллект, воображение и речь всех деток стали на порядок лучше. Без исключения все подопечные, можно сказать, сделали рывок в своем личностном росте – они не страдают заниженной самооценкой, умеют и не стесняются привлечь к себе внимание, задать учителю вопрос, они не агрессивны, но очень активны. Это при том, что дошкольное детство их прошло в основном в обществе мам, неработающих и заботливо опекающих. Характер, сложившийся у ребенка к десяти годам, не меняется, но формирование собственного «я» продолжается, поэтому так важно, чтобы человек рос среди обычных детей и они относились к нему как к равному. И если другим под силу выполнять какие-то задачи, значит, может и он.
Две стороны медали
– Существует мнение, что современные дети более жестоки, чем, скажем, в прошлом веке. Возможно. И с этой точки зрения для воспитания обычных детей не менее важно расти рядом с одноклассником, который больше других нуждается в понимании и поддержке, – открывает другую сторону вопроса директор школы № 33 Феликс ШИЛЬКРУТ. – Так что совместное обучение положительно сказывается на всех. Наши шестиклассники на уроке толерантности приняли решение взять шефство над слабослышащими первоклассниками, если родители не будут против, будут вместе ездить на экскурсии и в походы. Мы не скрываем своей честолюбивой цели – чтобы к пятому классу эти дети не нуждались в сурдоподдержке и влились в обычный школьный коллектив. В этом году классы уже сформированы, но через год будем рады видеть новичков на нашей экспериментальной площадке.
Ирина ПИСАРЕВА.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru