В Новороссийске 42 человека ходят в одинаковых браслетах, в которых нет и намека на дизайнерскую работу. Черные браслеты – их наказание и одновременно спасение от колонии.
О том, как электронные методы контроля осужденных входят в нашу действительность, как изменяется специфика работы системы исполнения наказаний, шла речь позавчера на Всероссийском совещании в Геленджике, где побывал и наш корреспондент.
– До сих пор многие настаивают на том, что преступник должен сидеть в тюрьме, и как можно дольше, а помогать государство должно законопослушным гражданам, – сказал в своем выступлении и.о. начальника Управления федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) России полковник Алексей АФАНАСЬЕВ. – Но наступает момент, когда человек выходит на свободу, и тут главное – каким? Не секрет, что пребывание в заключении обогащает его чужим криминальным опытом и это не идет на пользу. Поэтому наказания, альтернативные лишению свободы, в последние два года все активнее применяются судебной системой, что допускают порядка 200 статей УК: это исправительные работы, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности, условная мера наказания, отсрочка отбывания наказания, домашний арест и ограничение свободы. Совершенно новая мера – отсрочка наказания для больных наркоманией на время их принудительного лечения.
– Основная цель нашей системы – реальное(!) исполнение наказания. Чтобы никто не смог упрекнуть в излишней гуманизации, – особо подчеркнул заместитель директора УФСИН России генерал-лейтенант Вячеслав КУЗЬМИН. – Мы проходим лишь первый этап реформы, главное содержание которого – создание новой законодательной базы. Очередные задачи – подготовить юридически и технически руководящий и личный состав к работе в новых условиях, создать программы эффективного сотрудничества с властями, провести законодательно налоговые льготы для предприятий, где работают условно-осужденные. Готовится законопроект, призванный материально заинтересовать муниципалитеты в трудоустройстве осужденных к исправработам. Сейчас 20 копеек с каждого заработанного ими рубля перечисляется в бюджет государства, а надо, чтобы 75 процентов этих денег шло в бюджет населенного пункта, а 25 – государству.
В перерыве между совещаниями Вячеслав Анатольевич объяснил журналистам, как реально работают электронные средства мониторинга – стационарные и мобильные. Стационарная станция размером с телефонный аппарат устанавливается в жилищах тех, кто приговорен к домашнему аресту и не должен выходить за порог позже определенного времени. На руку или на ногу контролируемого надевается электронный браслет, ключ от которого находится в инспекции исполнения наказания. Как только человек отдаляется от стационарного устройства на лишние метры, подается сигнал на пульт инспекции.
Мобильное контролирующее устройство ограничивает свободу передвижения, оно размером 10 на 10 сантиметров и должно постоянно находиться не далее пяти метров от осужденного (браслет – на нем). Если объект контроля оказывается там, где суд запретил ему бывать, например, на детских площадках или в ресторанах, это сразу отразится на электронной карте дежурного. Схема дальнейших действий такова: связаться через контролирующее устройство с осужденным, если понадобится – выслать дежурный наряд и так далее. Выход за границы дозволенного рассматривается как побег. При помощи электронных устройств по России выявлено 1728 нарушений режима отбывания наказания, по представлениям УИИ судом приняты 145 решений о замене неотбытого срока наказания на лишение свободы.
Конечно же, журналисты воспользовались случаем побывать в инспекции исполнения наказания Геленджика, где была показана всякая дорогущая электроника, поступившая на службу закона. Инспекторы рассказали, что первые два браслета они получили в августе прошлого года, один из них надели на запястье дедушки-педофила, которому запрещено приближаться к местам пребывания детей, второй – подростку.
Сейчас в распоряжении местной инспекции 40 устройств электронного мониторинга, для всех осужденных к ограничению свободы не хватает еще пятнадцати. В обязанности осужденного входит регулярная подзарядка контролирующего устройства, которой хватает дней на десять, но даже при полном его обесточивании спутниковая система ГЛОНАСС всегда укажет местонахождение человека с браслетом. До сих пор попыток раскурочить устройство не было. Как объяснил один из присутствовавших здесь «клиентов» инспекции, за решетку никому не охота.
Ирина ПИСАРЕВА.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru