Новороссийские новости

Фельдмаршал терпит поражение от военных чиновников?

БгССЮвР, 12 ЬРп 2012, [11:43], novorab.ru
Фельдмаршал терпит поражение от военных чиновников?

Летом прошлого года исполнилось 10 лет, как в Новороссийске «прописался» ветеран Черноморского флота – крейсер «Михаил Кутузов». Его существование «на покое», на причале у морвокзала, оказалось не менее сложным, чем тридцатитрехлетняя служба в составе боевого ядра ЧФ.

О боевом корабле и его драматичной судьбе рассказали в недавно выпущенной местным издательством «Одиссей» книжке первый командир Новороссийского военно-морского района вице-адмирал Евгений ОРЛОВ и капитан второго ранга запаса, научный сотрудник Новороссийского исторического музея-заповедника Юрий АНТИПИН. Оба – члены краевой общественной организации «Новороссийское морское собрание».
«Новороссийская вахта «Михаила Кутузова» отпечатана посильным тиражом 200 экземпляров. А информация в ней собрана богатейшая. Поэтому «НР» перелистал страницы книги для своей многотысячной читательской аудитории.
«В Советском Союзе за рекордно короткие сроки – с 1952 по 1955 гг. было построено 14 легких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис. «Михаил Кутузов» был заложен в г.Николаеве в 1951 г., а в январе 1955 года крейсер вошел в боевой состав Черноморского флота. Для своего времени корабль обладал великолепными тактико-техническими характеристиками. При длине 210, ширине 22,8, осадке 7,3 метра полное водоизмещение крейсера составляло почти 18000 тонн. Котлотурбинная энергетическая установка общей мощностью 118000 л.с. обеспечивала максимальную скорость хода в 33 узла (59 км/час). Дальность плавания при экономической скорости 16 узлов составляла 9000 миль, автономность крейсера в море равнялась 30 суткам. В составе экипажа было 1270 человек, в т.ч. 71 офицер. В состав артиллерийского вооружения входят 4 трехорудийные башни МК-5 бис главного калибра 152 мм, 12 универсальных 100-мм орудий СА-5-1 бис, 12 двухорудийных 37-мм зенитных установок В-11. После модернизации в конце 1980-х годов добавились четыре 30-мм автоматические установки АК-230. Толщина бортовой брони составляет 100 мм, носовой – 120 мм, кормовой – 100 мм, нижней палубы – 50 мм. Корабль был способен нести и выставить до 80 морских мин, имел неплохое для своего времени радиотехническое вооружение.
Крейсер многие годы был флагманским кораблем Черноморского флота. На нем оттачивалась и совершенствовалась классическая крейсерская организация службы, он был кузницей командных кадров отечественного флота. Недаром 17 офицеров «Михаила Кутузова» впоследствии стали адмиралами. В 1987-1988 гг. авторитетный ежегодный морской справочник «Джейн» отнес крейсер, как и все корабли проекта 68-бис, к числу шедевров мирового кораблестроения».
К 1989 году практически все бывшие в составе ВМФ СССР крейсеры проекта 68-бис были утилизированы. «Кутузов», как пишут авторы, от этой участи спасло то, что в это время он находился на модернизации. «Однако после распада СССР, в процессе раздела Черноморского флота, было принято решение о разделке корабля на металл. Спасли крейсер его ветераны». Они не могли смириться с тем, что боевой корабль будет пущен «на иголки», и в 1984 году «предложили оставить крейсер в составе флота и превратить в центр военно-патриотического воспитания молодежи и военно-морской музей».
«9 мая 1998 г. член президиума ветеранской организации корабля Лука Петрович Шапошников был приглашен из Севастополя в Кремль на правительственный прием, как ветеран войны и участник обороны Москвы. После нескольких тостов он поднялся из-за стола и направился к Б.Н.Ельцину. Представившись, он сказал о том, что ветеранская организация обращалась к президенту по вопросу сохранения «Михаила Кутузова». Ельцин ответил: «Да, да, я помню» и, подозвав к себе тогдашнего министра обороны И.Д.Сергеева, сказал тому: «Это по твоей части, разберись!» Когда Лука Петрович напомнил Сергееву суть вопроса, в ответ услышал: «У меня нет денег на содержание крейсера», и после паузы: «Я сам не знаю, куда они уходят». Через некоторое время ветеранов известили о том, что в Севастополь пришла директива Главкома ВМФ с решением о реализации крейсера как госимущества и разделке на металл. Тогда президиум совета ветеранов пошел на беспрецедентный шаг. Премьер-министром России в то время был Евгений Максимович Примаков, в далекой молодости окончивший Бакинскую подготовительную спецшколу. Этот государственный муж на всю жизнь сохранил в душе романтику моря, верен юношеской дружбе с товарищами по «подготу», к одному из них даже приезжал в Севастополь не как министр, а просто в гости. Этот ветеран имел выход на Примакова. Времени не было, в любой момент могли приступить к исполнению директивы об утилизации «Кутузова». Прямо на совете президиума был составлен и напечатан текст обращения к Е.М.Примакову, затем помещен в конверт и передан проводнику поезда Севастополь-Москва. В столице вагон поезда встретил доверенный человек ветеранов, и на следующий день письмо было на столе премьер-министра. Примаков письмо прочитал, приказал секретарю соединить его с Главнокомандующим ВМФ и сказал ему буквально следующее: «Я Вашу директиву на Черноморский флот о реализации крейсера «Михаил Кутузов» на металл отменяю, оставить его в составе флота в качестве корабля-музея». Так за пару дней решилось то, что не решалось четыре года».
Дорога в Новороссийск заняла у крейсера «Михаил Кутузов» еще около трех лет. Вот что пишет Евгений Орлов, бывший тогда командиром Новороссийской военно-морской базы.
«При разработке программы дальнейшего развития Новороссийской ВМБ я внес (в 1999 году) в нее в числе прочего и передислокацию крейсера в наш порт. Командованию ЧФ предстояло переоборудовать корабль для размещения экипажа в составе 40-50 человек, живших в Севастополе на плавказарме, и экспозиции музея, подготовить его к переходу в Новороссийск.
В 2000 г. крейсер был поставлен в плавучий док. Были демонтированы линии валов, оба винта, руль. К работам по очистке и покраске корпуса, кроме немногочисленного экипажа, ежедневно привлекались 90 матросов с кораблей 30-й дивизии надводных кораблей. Даже ветераны приходили и оказывали посильную помощь молодежи. Работы длились месяц без выходных и традиционных перекуров.
… 25 августа (2001 г.) «Михаил Кутузов» достиг наших берегов. У входа в бухту я встретил крейсер и перешел с катера на его борт. Новороссийск встречал своего нового «постояльца» сильным, до 25 м/сек, норд-остом. Учитывая неуправляемость корабля и его высокую парусность при ветре из-за внушительных размеров, в швартовке был вполне определенный риск. Но и оставаться у входа в бухту было не менее рискованно: при усилении ветра возникала опасность выброски на берег. Да и на причале морвокзала собралось немало встречающих: жители и гости города, представители городской и морской администрации, ветераны крейсера со всего Краснодарского края. Принимаем решение двигаться к морвокзалу. В заводке крейсера в порт участвовали СБ-4 Новороссийской ВМБ и 6 буксиров портофлота под руководством врио капитана порта Виктора Алексеевича Василенко. Сложная швартовка в конечном счете была успешно осуществлена».
В августе 2001 г. крейсер стал филиалом музея Черноморского флота.
Шторм, сопровождавший заход «Михаила Кутузова» в нашу бухту, оказался не последним для крейсера.
«Ветшают корпус и надстройки, во время дождей вода проникает во внутренние помещения, большинство из которых и так находится в неудовлетворительном состоянии. Силами немногочисленного экипажа удается поддерживать относительный порядок лишь на части верхней палубы, коридоров, в офицерской кают-компании и салоне, т.е. там, куда водят экскурсии, и периодически производить покраску внешнего контура корабля-корпуса и надстроек, на что требуется 3 тонны краски.
…Еще в далеком 2001 г., после утилизации судна снабжения «Березина», было принято решение о выделении более 18 млн. вырученных рублей для ремонта и переоборудования «Михаила Кутузова». В конечном счете, средств на ремонт как не было, так и нет. За 10 лет нахождения крейсера в Новороссийске многократно менялись Главкомы и командующие Черноморским флотом, командиры Новороссийской ВМБ, а воз и ныне там.
Заинтересованность в дальнейшей судьбе крейсера проявлялась не только ветеранами. Еще в 2003 г. Морская администрация порта Новороссийск в лице В.В.Ерыгина и О.Т.Зуйкова обратилась к главе городской администрации с предложением об организации Всероссийского мемориального фонда «Крейсер «Михаил Кутузов» с целью создания музея ВМФ на корабле.
…Потенциал «Михаила Кутузова» используется лишь на несколько процентов от его истинных возможностей. Даже в качестве только музея. Если вложить средства и привести в порядок хотя бы часть внутренних помещений крейсера, можно разработать еще несколько тематических экскурсионных маршрутов.
...Настораживает полная неясность в дальнейшей судьбе этого уникального военно-исторического объекта. По имеющейся информации, военное ведомство пытается избавиться от корабля-ветерана, но желающих принять его на баланс пока не находит. Кроме того, временная стоянка «Михаила Кутузова» у морвокзала затянулась на 10 лет, а администрации порта для возобновления приема круизных лайнеров необходим занимаемый им 34-й причал. Наконец, еще один настораживающий факт. В июле 2010 г. в Воронеже состоялось совещание Морской коллегии при правительстве РФ в присутствии ее председателя С.Б.Иванова и большого количества высоких должностных лиц государства. Один из рассматриваемых вопросов звучал следующим образом: «О мерах по сохранению культурного и исторического наследия, связанного со становлением России в качестве великой морской державы». Предлагалось провести инвентаризацию объектов морского наследия, создания регистра и атласа морского наследия. Перечислялись объекты данного наследия, но о самом большом отечественном корабле-музее, крейсере «Михаил Кутузов», нигде не упоминалось.
…Авторы призывают всех, кому не безразлична судьба легендарного крейсера, всех патриотов отечественного флота твердо высказаться в его защиту и способствовать сохранению легендарного корабля для наших потомков». 
«Новороссийскую вахту» читала
Марина СЕРГЕЕВА.
обновляем рейтинг ...

Рейтинг: 0,0/5 (Голосов: 0)

В закладки Отправить другуПечать

6561 раз прочитано

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий либо авторизуйтесь на портале и получите доступ ко всем сервисам

Также читайте на Ново-Сити.ru:
Закрыть Все новости Наверх

ВАЖНЫЕ НОВОСТИ

горячие новости всех разделов
їЮЭХФХЫмЭШЪ, 26 ШоЫ 2010, [00:00]

Заказ билетов на Ново-Сити онлайн!

Теперь Вы можете заказать билеты на самолет и поезд онлайн ! Основное преимущество нашего сайта – мы продаем только электронные билеты. Оформление билетов происходит также только в электронной форме! Заказ жд билета через интернет...

НОВОСТИ ПОРТАЛА

наши новости и новинки сервисов
ІЮбЪаХбХЭмХ, 13 дХТ 2011, [00:00]
Портал Знакомств на Ново-Сити

Портал Знакомств на Ново-Сити

Ко дню всех влюбленных по результатам голосования на нашем портале совместно с сервисом «Мамба» мы запускаем новый проект «Знакомства на Ново-Сити».