«Новороссийский рабочий» обнаружил в центре города еще один мало кому известный музей. У него даже есть свой смотритель, охранник, экскурсовод и искусствовед. Все эти обязанности на общественных началах выполняет заслуженный работник культуры Кубани, преподаватель детской художественной школы имени Степана Эрьзи Владимир Сердюк.
– Владимир Ильич, долго собирали все это?
– Начало было положено еще в 1969 году, в год основания нашей «художки». Это собрание того, что создано в этих стенах за сорок пять лет. Все, даже самые именитые авторы этих вещей, когда-то были здесь учениками.
– И чьи же работы есть в этой коллекции?
– Одним из самых первых наших учеников был Сергей Давыдов, чье творчество росписи по батику сегодня известно во всем мире. Несколько позже у нас учился Валерий Блохин, ныне академик Академии художеств России. Конечно, они бывали у нас и после того, как стали зрелыми мастерами. И им самим было любопытно взглянуть на свои ранние работы.
– Сколько среди выставленных работ можно обнаружить разных видов творчества?
– Я даже не сразу могу сказать, чего здесь нет. Скульптура и графика, колористика и макетирование, поделки из пластилина и бытовых материалов. Важно развить у ребенка качество видеть в одном совершенно другое.
Вот одна из работ когда-то была обыкновенной перечницей. Ее папа купил для мамы. Выбросить жалко, да и держать невозможно. Но дочка взяла и сделала из нее сувенир, который понравился всем в семье.
Это стало целым направлением в нашей работе. Из ненужных и бесполезных на первый взгляд предметов наши ученики готовят сувениры для детского дома.
– Что может быть материалом для такой поделки?
– Абсолютно все! Нет такого предмета, который мог бы отпугнуть фантазера. Многие знают кукольный театр Сергея Коваленко. У нас же можно увидеть, с чего начиналась кукольная эпопея Сергея. Его первые куклы были бумажными.
Недавно коллекция пополнилась очень необычными куклами, которые смастерили ученики второго класса нашей школы. Они сделаны из пробок из-под шампанского, украшены ветошью и насажены на спицы. Из этого может родиться новый театр.
– А ваши работы есть в этом музее?
– Есть штук пять. Это скульптурные работы, которые я сделал давным-давно. А вот чего гораздо больше, так это портретов и шаржей, где можно узнать меня. Я иногда в качестве разрядки предлагаю детям нарисовать меня. Много вполне сносных работ. По крайней мере, сам себя на них узнаю.
– Какие экспонаты любимые?
– Мне очень нравятся работы экологической направленности. Они создавались на рубеже 1970-80-х годов. К сожалению, в свое время, по известным причинам, они просто не могли быть по достоинству оценены. На одной из них изображен лебедь, который не может оторваться от воды, так вымазался в нефти, вылившейся в море.
На другой – черные яблоки, летящие над водной гладью. Тоже связано с загрязнением моря. Изначально было желание изобразить летящие железные цистерны, но черные яблоки выглядели намного символичнее.
– Вас самого удивляют работы ребят?
– Да, и очень часто. Я ведь педагог, но для меня мое рабочее место не только то, где я учу, но и то, где я учусь.
Как-то меня просто сразила своей оценкой пятилетняя девочка. Про увиденные работы она сказала, что одна из них живая, а другая – мертвая. Приглядевшись, я вынужден был согласиться. После этого многое стал оценивать именно так: живая работа или мертвая.
Евгений ЛАПИН.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru