Гастроли в нашем городе Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова – явление для культурной жизни, считайте, уникальное. Они были организованы концертным агентством «Водолей» (руководитель Виталий Габараев).
Маленькая увертюра
Торжественность момента читалась уже на входе в гортеатр, где нарядная публика, казалось, до конца не верила, то вот-вот увидит маэстро.
Ожидая у входа коллегу, автор материала внимательно вглядывалась в лица тех, кто «шел на Спивакова». Преподаватели музыкальной школы № 1 им. А.С. Данини, школьники, нарядные девушки с цветами. Всех объединяло ощущение предстоящего праздника.
Только ли здесь ценители классической музыки? – задалась вопросом автор материала, и тут же услышала ответ.
– Ты не пожалеешь, что пришла, потому что никогда больше не услышишь такого: десятки скрипок играют как одна, разве это не уникальный оркестр? А валторны? Ты когда-нибудь слышала, как играют валторны? – торопливо говорила одна приятельница другой.
Еще одна женщина пыталась припомнить, когда же в последний раз Владимир Спиваков был в Новороссийске. По всему выходило, что очень давно.
Итак, зал гортеатра был полон, лица зрителей светились ожиданием, а музыканты не стали томить публику, начав выступление без опозданий.
Маэстро
Говорящие пальцы дирижера – Владимира Спивакова – ненавязчиво руководили оркестром, и словно по мановению волшебной палочки в зал лились звуки-эмоции: то печальные, то радостные, то тревожные.
Браво! – летели на сцену восторженные возгласы, которые тотчас заглушались аплодисментами.
Маэстро в это время подходил к музыкантам, с чувством пожимал некоторым руки.
– Обрати внимание на третью скрипку, – говорила в этот момент одна из моих соседок другой, – он такой эмоциональный!
Впрочем, если вглядываться в музыкантов, то каждый из них играл вдохновенно. Тут же вспомнилась фраза, ставшая эпиграфом к личному сайту Владимира Спивакова: «Вдохновение – это тот цветок, который вырастает на почве труда». Сколько же необходимо трудиться, чтобы играть так непринужденно, легко, на одном дыхании, и сколько невероятных, наверное, усилий надо вложить, чтобы один человек-оркестр легко управлял столь сложным организмом?
Вспомнилось, что сам Владимир Спиваков не раз отмечал в интервью, что любит свою работу, и восторгался, что за возможность предаваться любимому занятию еще и получает деньги.
Звезды зажигаются
Во время антракта многие зрители даже не поднимались с мест, радуясь возможности поговорить о виртуозах.
Спиваков дает дорогу молодым, – рассуждали поклонники его таланта.
– Наша выпускница, Кристина Мхитарян, сейчас солистка Большого театра, тоже гастролировала вместе с «Виртуозами Москвы», – я вглядываюсь в зрительный зал, чтобы лучше увидеть говорившую. Да это же Татьяна Аветовна Меркулова, директор гимназии № 1!
Действительно, Кристина Мхитарян – талантливая новороссийская вокалистка успела прославить родной город далеко за его пределами. Так же, как другие некогда юные звездочки Новороссийска: Рачик Оруджев, Владимир Брилев.
А на эти гастроли с Владимиром Спиваковым прибыли сразу две восходящие звезды, ранее незнакомые местной публике – солист театра «Новая опера» Алексей Неклюдов и солистка Большого театра Алина Яровая.
– Петь с таким оркестром – великое счастье, и, конечно, надо быть достойной таких исполнителей, – назидательно говорит дама, сидящая позади меня, в то время как Алина кланяется публике.
Первое произведение, и вокалистка уже заслуживает одобрительные возгласы из зала:
– Молодец, девочка! Голос, как колокольчик, каждая нота звенит. Чудесно! – восторгаются зрители, восхищение нарастает, когда звучит дуэт молодых исполнителей.
Дуэт Виолетты и Альфреда из оперы «Травиата» вызывает шквал аплодисментов. Они все громче раздаются и в адрес маэстро.
Владимир Спиваков растроганно вглядывается в зрительный зал, который аплодирует ему стоя.
– Не зря приехали! – говорит Владимир Теодорович, читая на лицах зрителей понимание, восхищение, восторг от прекрасного вечера.
Финальный аккорд
А музыканты? Такое впечатление, что в оркестре нет ни единой персоны, которая вносила бы диссонанс в столь созвучный друг другу коллектив.
Я слышал, что вы набираете людей в оркестр не только по их профессиональным качествам. Что именно вы ищете в людях? – сразу вспоминается вопрос коллеги-журналиста из интервью, прочитанного на одном из сайтов.
«Благородство, доброту, сердечность, возможность взаимопонимания. Как сказала Марина Ивановна Цветаева, оркестр – это единство множества», – таков ответ маэстро.
В зале гремят продолжительные аплодисменты, и Владимир Спиваков объявляет заключительный номер выступления – аргентинское танго.
Произведение – зажигательное, позитивное, оно словно вживляет в душу хорошее настроение, причем надолго. Наконец, музыканты начинают собирать инструменты.
За кулисами царит творческая атмосфера. Поклонники выстраиваются в очередь, чтобы сказать Владимиру Спивакову слова благодарности за столь чудесный вечер.
Автор материала – в их числе – просит автограф для всех читателей «Новороссийского рабочего». Владимир Теодорович пишет пожелания синим фломастером, доброжелательно улыбаясь. Он ничуть не сердится, что после столь эмоционально напряженного вечера в гримерку не зарастает народная тропа. Я не рискую злоупотреблять добротой маэстро и спешу попрощаться.
Виктория НИКОЛАЕНКО.
Наша справка
«Виртуозы Москвы» находят своих поклонников не только в рядах знатоков и ценителей классической музыки. Многие рассуждают об удивительном феномене этого оркестра, когда «на Спивакова» идут люди, далекие от нотной грамоты.
«Впервые, пожалуй, классическая музыка вышла на массового слушателя в таком виде, – объясняет в электронных СМИ этот феномен сам Владимир Теодорович. – Думаю, что главным качеством искусства, претендующего на широкое восприятие, должна являться искренность. Может быть, секрет успеха состоит еще и в том, что сложные сочинения делаются понятны и просты после того, как они проходят через сердце и мозг исполнителя, становятся его собственными, и он может рассказывать о происходящем от первого лица. Получается, что люди, даже те, кто не часто ходит на концерты, ощущают себя по-новому, понимают, что они способны на открытия и могут почувствовать атмосферу, дух, заложенные в этих, казалось бы, странных и загадочных значках на нотном стане…»
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru