Завтра, 3 ноября, отмечается 225-я годовщина со дня рождения русского флотоводца и мореплавателя Михаила Лазарева, которого наш город знает и помнит как одного из основателей Новороссийска.
Первое впечатление от бухты
В памятном для новороссийцев 1838 году именно Лазарев, решая стратегические задачи Черноморского флота, выбрал место для базирования эскадры возле устья реки Цемес, чем было положено начало основанного здесь форта, а затем города и порта.
Имя адмирала Лазарева стало символом возрождения Черноморского флота, которым он командовал целых 17 лет. Этот период современники и потомки назвали «лазаревской эпохой» парусного флота, достигшего при нем пика своего развития.
В течение 1837-1839 годов на кавказском побережье Черного моря от Анапы до Поти было высажено восемь десантов с задачей строительства фортов. Один из них состоялся на месте будущего Новороссийска 12 сентября 1838 года.
Спустя много-много лет именно 12 сентября 1996 года был открыт первый памятник основателю Новороссийска адмиралу Лазареву. Кстати, бюст великого флотоводца, украшающий сегодня начало улицы Новороссийской республики был изготовлен в литейном цехе местного судоремонтного завода.
Михаил Лазарев был одним из тех, кто по достоинству оценил качества Цемесской бухты. В своем донесении начальнику Главного Морского штаба А.?Меньшикову Лазарев сообщал: «Занятие устья реки Цемес весьма важно для крейсирующих здесь военных судов Черноморского флота по закрытому положению Суджукской бухты, где целые эскадры могут иметь всегда хорошее убежище и где самое устроение для пристани, я признаю более удобным, чем в Геленджике…»
Разрешение императора Николая I на это пришло всего за несколько дней до основания Новороссийска, 4 сентября 1838 года.
После захода в бухту эскадры с десантом Лазарев составил следующий исторический рапорт: «Эскадра Черноморского флота, состоящая под личным моим начальством из кораблей «Императрица Екатерина II», «Султан Махмуд», «Силистрия», фрегатов – «Энос», «Тенедос», «Бургас», «Агатополь» и «Браилов» с присоединением находившихся у Черкесских берегов пароходов «Северная звезда», «Громоносец» и «Колхида», по прибытию десантных войск под начальством генерал-лейтенанта Раевского из укрепления при реке Шапсухо 12-го числа сего месяца прибыли в Суджукскую бухту и вместе со сводным морским батальоном, составленном из 600 человек нижних чинов, с приличным числом офицеров, высадила означенный отряд сухопутных войск на берег при устье реки Цемес благополучно».
В этот же день начальник штаба Черноморской береговой линии генерал Г.?Филипсон записал: «Все мы были в восторге от бухты и от местности, на которой расположился отряд».
После высадки Лазарев и Раевский осмотрели западный берег бухты вплоть до развалин Суджук-кале и отметили, как сообщает сайт wikimapia.org, что турки выбрали неудачное место для строительства крепости. Для порта оно непригодно, а крепость не защищает обширный вход в бухту и не оказывает существенного действия на неприятеля, находящегося в Цемесской долине.
Назначил капитана порта
Лазарев вскоре становится одним из разработчиков проекта, по которому в Новороссийске строятся капитальное здание Адмиралтейства и первая городская пристань. Именно по его указу назначаются первые капитаны Новороссийского порта.
В городе уже давно оценили вклад Михаила Лазарева в развитие города и порта. Одна из центральных улиц в Новороссийске была названа его именем еще в дореволюционное время. Также в честь адмирала свое название получила и одна из вершин Маркотхского хребта.
Отцы-основатели города обратили внимание и на разно-чтение в названии нашей бухты. В одном случае она называлась Суджукской, в другом – Цемесской. С рапортом об этом на имя главного командира Черноморского флота и портов обратился Николай Раевский. В марте 1839 года он, в частности, писал: «Бухта, на которой воздвигается Новороссийское укрепление, называется всеми жителями Кавказа Цемесской от имени долины, лежащей при внутренней ея оконечности. Турки при входе в бухту некогда построили форт, под названием Суджук-кале… От сего уже разваленного форта делается иногда название всей бухты Суджукская. Для согласия названий на морских и сухопутных картах покорнейше прошу Ваше превосходительство испросить Высшее начальство, как ее следует наименно звать». Лазарев накладывает свою резолюцию: «В штаб для представления и Главному морскому штабу. Просить дозволения взамен на картах называть бухту, бывшую до сих пор Суджукскую, Цемесской, как первое ее название…»
Всего через месяц в Николаев, где тогда находился штаб Лазарева, из морского ведомства пришло письмо, в котором рекомендовалось на будущее именовать Суджукскую бухту не иначе как Новороссийскою или Цемесскою. Это решение сохранилось до сих пор.
Нашел новый материк
Впрочем, заслуги Михаила Лазарева несомненно большие, чем обустройство Черноморского побережья. Уже в юности ему удалось проявить себя.
Еще во время учебы в Морском кадетском корпусе его способности были замечены. Как один из лучших гардемаринов он был направлен волонтером в Англию для прохождения морской практики. Вскоре после возвращения он участвует в Русско-шведской войне, а затем и в Отечественной войне 1812 года, за что был отмечен серебряной медалью.
Мировую известность Михаил Лазарев обрел как мореплаватель, совершивший три кругосветных путешествия, в одном из которых была открыта Антарктида, новый, доселе неизвестный материк. За участие в этой Антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны второго ранга, минуя при этом чин капитан-лейтенанта.
Отчаянный флотоводец
Бессмертной славой флотоводца Лазарев покрыл себя, командуя кораблем «Азов», который в октябре 1827 г. принял участие в Наваринском сражении. Умело руководя кораблем, он уничтожил 5 турецких кораблей. Только за эту выдающуюся победу он был отмечен наградами сразу 4 стран и произведен в контр-адмиралы. При этом сам «Азов» первым в России был удостоен Георгиевского флага.
«Азов», хотя и вышел из сражения победителем, но нес на себе многочисленные раны. На корабле не осталось ни одной целой мачты, а в его корпусе затем насчитали 153 пробоины.
После Наваринского боя Нахимов писал о Лазареве: «… Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостает слов описать все его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана».
Как командующий Черноморским флотом, Лазарев стал подлинным его преобразователем. Он ввел совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море, в обстановке, максимально приближенной к боевой.
При Лазареве Черноморский флот получил более 40 новых парусных кораблей. Также он заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.
Используя свой опыт, Лазарев наладил издание карт и атласа Черного моря, за что Русское географическое общество избрало его своим почетным членом.
Однако потомкам он запомнился еще и как высококультурный офицер, который мог быть ироничным и остроумным. Издававшийся в Париже журнал «Военная быль» в одной из своих публикаций 40-летней давности сообщал о «Лазаревском чемодане»: «У моряков это прозвище давалось тем, кто много проплавал, но мало чему научился. Существовал анекдот из жизни адмирала М.?Лазарева: один из офицеров Черноморского флота назойливо просил дать ему в командование линейный корабль, указывая на то, что он достаточно много плавал, чтобы иметь право на это. Лазарев же считал того недостойным такой ответственной должности и раздраженно ему ответил: «Мои чемоданы плавали со мной всю жизнь, и все-таки я не могу поручить им командование судами моего флота».
Евгений ЛАПИН,
В публикации использованы материалы Новороссийского исторического музея-заповедника.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru