В морском порту Новороссийск наложен запрет на выход торгового судна в рейс из-за нарушения прав моряков.
Впервые поводом к задержанию послужила невыплата заработной платы и отсутствие трудовых договоров у членов экипажа. Кроме того, оставляло желать лучшего и техническое состояние судна.
Но все по порядку.
Накануне турецкий сухогруз «SHT Husseyn Akil» под флагом Молдавии пришел в Новороссийск с грузом калийных удобрений. На борту интернациональная команда — шестеро индийцев, двое турок. Трудовые договоры только у капитана и старшего механика. Месячный заработок матросов — 400 долларов, да и те выплачиваются нерегулярно. По старой памяти моряки обратились в Международную Федерацию транспортников (МФТ) и попросили помочь получить деньги.
Проверять условия труда и быта экипажа «SHT Husseyn Akil» отправились представители МФТ и администрации морского порта Новороссийск. Пока инспектор МФТ пыталась получить от капитана сколь-либо вразумительный ответ о документах, которые могли бы подтвердить выплату зарплаты экипажу, сотрудники государственного портового контроля (PSC) оценивали техническое состояние судна.
— Во-первых, «SHT Husseyn Akil» 1983 года постройки, а для нас солидный возраст судна всегда является причиной обратить на него особое внимание, — рассказывает главный государственный инспектор-начальник отдела по контролю судов государством порта Владимир Анищенко. — Во-вторых, во время предыдущей проверки на сухогрузе были обнаружены существенные технические недостатки, которые судовладелец обещал устранить до захода в порт. И в-третьих, в прошлом году на борту уже разгорался трудовой конфликт из-за невыплаты заработной платы.
Как оказалось, инспекторы не напрасно обратили внимание на турецкий сухогруз. По результатам проверки они вынесли 21 замечание, 6 из которых — это серьезные технические неисправности. Так, в машинном отделении в нерабочем состоянии оказался насос, который должен откачивать в цистерну воду и остатки масла, скапливающиеся на днище. Вместо этого моряки сами вычерпывали банками промасленную воду. Пустыми оказались и аварийные батареи, которые должны подавать энергию для работы навигационных огней и радиостанции, чтобы в случае аварии подать сигнал.
— При проверке был составлен акт, и руководство судоходной компании поставлено в известность о том, что «SHT Husseyn Akil» останется в Новороссийске до тех пор, пока серьезные замечания не будут устранены, — продолжает В. Анищенко. — Задержание судна на основании нарушений трудовых прав моряков — новый опыт для нас. До вступления в силу Сводной конвенции «О труде в морском судоходстве» мы в основном проверяли технические аспекты работы экипажа и не углублялись в специфику социально-трудовых взаимоотношений на судне.
С 20 августа 2013 года, даты вступления в силу Сводной конвенции, во всех портах России, а также 30 других стран заработали новые правила. Теперь при наличии задолженности по зарплате экипажу пароходы могут быть задержаны, пока судовладелец не рассчитается по долгам. Документ дал право каждому моряку подавать жалобы на условия своей работы напрямую инспекторам портового контроля при проверках судов. Правда, к жалобе существует три основных требования: она должна быть обоснованной, поданной в письменном виде и за подписью обратившегося. При этом в администрации порта Новороссийск подчеркивают: если обоснованность претензии моряка подтвердится, к судну обязательно будут приниматься меры.
«Вступление конвенции в силу — это еще одно достижение в защите законных интересов плавсостава, — уверены представители Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков. — Этот документ будет работать во благо всех, кто выбрал море».
Яна РАЗИНА.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru