Ирина ТРИФОНОВА стала одной из самых заметных фигур на прошедшем недавно во Дворце творчества XV городском конкурсе бардовской песни. Кроме того, что она исполнила около десятка песен, на сцену Трифонова выходила еще трижды вместе с возглавляемыми ей ансамблями — «КАПелька», «КАПля» и «Экипаж» из Центра детского творчества.
В название двух первых ансамблей входит аббревиатура КАП — Клуб авторской песни, — говорит Ирина Трифонова корреспонденту «Новороссийского рабочего». — Клуб объединяет всех, кто любит исполнять и слушать песни под гитару. Возрастных пределов нет.
— А сами во сколько лет взяли в руки музыкальный инструмент?
— В 17 лет. Для меня бардовская песня стала продолжением народной песни. Я сама из села Пестравка Самарской области и сколько себя помню, с самого детства меня окружала песня. Пели и в селе, пели и в семье.
А гитару в руки взяла после того, как поступила в институт. В каждом вузе в то время была своя туристическая секция, мы часто ходили в походы. А какой туристский костер без песен под гитару?!
— Свою первую исполненную песню помните?
— Конечно, помню. Первый раз я вышла на сцену в агитбригаде с песней Арона Круппа «Антикавказская». Я бы не стала выделять ее среди остальных песен.
— В то время это было модное увлечение?
— Скорее всего, нет. Кто ходил в походы, тот и пел, а те, кто не ходили, слушали в основном вокально-инструментальные ансамбли. Это было время, когда слушали «Хмуриться не надо, Лада», «Льет ли теплый дождь» и прочие хиты.
— Чем тогда жили любители бардовской песни?
— Многих объединил зарождавшийся тогда Грушинский фестиваль, который в этом году пройдет уже в 40-й раз. А поначалу в год, когда погиб студент Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин, его друзья организовали на Жигулевских горах слет в память о нем. Он погиб, спасая детей на реке. Через год такая встреча с гитарами прошла еще раз. Так и появился этот фестиваль.
Мне всегда очень нравилась дружеская атмосфера таких фестивалей. На минувшей неделе нечто подобное было и у нас в крае. Под Горячим Ключом прошел XXI краевой фестиваль «Апрельские улыбки». Здесь не было ни победителей, ни проигравших. Все благодарны друг другу прежде всего за общение.
— Авторская песня предусматривает, что певец, музыкант и ее создатель представлен в одном лице. Сами сочиняете?
— Откровенно говоря, у меня не пишутся песни. Нет, я, конечно, что-то сочиняла в качестве поздравлений или к каким-то датам, но сама не считаю это за какой-то образец творчества. Меня вполне устраивает, что и без меня песен написано огромное множество. Выбор огромен.
— И чему сами отдаете предпочтение?
— Я люблю авторов, которых считают классиками бардовской песни. Это Булат Окуджава, Юрий Визбор, Юрий Кукин, Виктор Берковский, Валерий Боков, Ада Якушева.
Свой долг я вижу в другом — нести эти песни детям. Перечисленные авторы станут тогда бессмертными, когда и спустя много лет будут исполняться их песни. Они — часть нашей культуры, под их исполнение происходит воспитание патриотов, привитие нравственности. Так что это очень богатое наследие.
— Сколько песен в вашем репертуаре?
— Вот на этот вопрос мне ответить трудно. Я до сих пор не могу понять, как они порой запоминаются и где могут храниться долгие годы. Порой вспоминается песня, которую я не пела лет 30. Как вспомнила, сама не сознаю. Тут, видимо, главное — иметь в душе какой-то ключик к запоминанию песен, ведь это не просто рассказ о том, как «опять от меня сбежала последняя электричка».
Авторская песня по-своему уникальна. Здесь очень важны слова, заложенный смысл, песня должна быть выражением души. Можно виртуозно сыграть, правильно спеть, но зритель если ее не почувствует, то и не поймет.
— Новороссийским бардам хватает своего «Клуба самодеятельной песни»?
— Клубу в этом году исполняется 30 лет. Многие с той поры до сих пор в КСПшном движении — Оксана Тормышева, Елена Искусова, Борис Дулин, Антон Зимин, пришедший к нам еще мальчиком. Клуб объединил людей самых разных профессий, большинство из них вовсе не музыканты. Лучшая оценка для нас всех — это отсутствие свободных мест на наших концертах...
— Какие песни считаете своими?
— Но для меня песня ценна вдвойне, если она при этом пахнет костром. В этом есть некий смысл. Недаром на наших фестивалях, конкурсах и концертах всегда присутствует символический костер. Рядом с ним можно петь и слушать песни про любовь, романтику походов, про пути-дороги.
Точно можно сказать, что авторская песня создана для умного слушателя.
— Создают ли городские барды песни о Новороссийске?
— У нас так немного самодеятельных авторов, но у каждого из них обязательно есть песня о нашем городе. И очень вероятно, что она про Новороссийск. На наши концерты люди приходят специально послушать, что нового написали Владислав Дмитриев, Сергей Панченко, Владимир Ульянич.
— А дети будут петь песни сегодняшних бардов?
— Те, которые приходят к нам попеть сами, дуэтом или в ансамбле, конечно, будут. Если ребенку привили хороший вкус, то он сам способен во многом разобраться.
Евгений ЛАПИН.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru