Новая волна приватизации, которую Правительство РФ планирует провести в этом году, может в значительной степени лишить государство контроля над стратегически важным объектом экономики России — Новороссийским морским торговым портом, крупнейшим в нашей стране по объемам грузооборота. Городу-герою далеко не безразлична судьба надежного социального партнера.
Стартовый расклад
Предстоящую сделку СМИ обсуждают с прошлого года. Контрольным пакетом в 50,1 процента акций Группы НМТП владеет компания Novoport Holding Ltd. (совместное предприятие «Транснефти» и «Суммы»). Вторым по величине акционером является Росимущество с 20 процентами. Еще 5,3 процента приходятся на долю «РЖД». Остальные акции находятся в свободном обращении. Так вот, 20 процентов госакций и планируется продать. При этом по итогам приватизации государство намерено оставить особое право участия в порту, сохраняя принцип «золотой акции», по которому в совет директоров входит правительственный чиновник.
Росимущество предлагает вариант публичного размещения продаваемых акций на бирже, а Минэкономразвития ратует за продажу пакета стратегическому инвестору, сообщает «Коммерсантъ».
Со ссылкой на главу Росимущества Ольгу Дергунову, различными СМИ сообщается, что сделка должна состояться осенью этого года. При этом чиновница пояснила, что для размещения акций на бирже существуют жесткие сроки, связанные с готовностью годовой и полугодовой отчетности компании, которая выходит в апреле-мае и до 15 ноября соответственно.
Ссоры играют на понижение
Как считают аналитики, предстоящая продажа 20 процентов акций послужила поводом для разгоревшегося в феврале этого года конфликта между главными совладельцами контрольного пакета НМТП — «Транснефтью» и «Суммой». Доминирует мнение, что «если приватизационный аукцион выиграет аффилированная с „Суммой“ компания или иностранный портфельный инвестор, паритет между „Суммой“ и „Транснефтью“ в капитале НМТП может быть нарушен».
Основные недовольства «Транснефти», как писали центральные СМИ, были связаны с попытками «Суммы» в одностороннем порядке нарастить представительство в дочерних компаниях НМТП. По данным «Коммерсанта», для решения этого вопроса президент «Транснефти» Николай Токарев потребовал провести заседание совета директоров НМТП. На повестке дня — вопросы об избрании нового председателя совета директоров и о приостановлении полномочий гендиректора. По мнению аналитиков, так «Транснефть» попыталась усилить свои позиции в НМТП в преддверии продажи 20-процентной госдоли.
В итоге спор о состоятельности менеджмента порта завершился мирным соглашением, но, видимо, не без вмешательства правительства. Ведь конфликт привел к тому, что акции порта, хоть и ненадолго, но начали снижаться в цене. И миноритарии порта направили вице-премьеру Игорю Шувалову и в Росимущество письма с просьбой остановить дрязги. Стороны договорились, кто и как будет управлять НМТП. Как уже писал «НР», представитель трубопроводной монополии Максим Гришанин, скорее всего, возглавит совет директоров, а гендиректор порта Радо Антолович останется на своем посту.
Огласите весь список!
На сегодня в российском правительстве видят до 35 потенциальных стратегических инвесторов, заинтересованных в покупке госпакета крупнейшей в России стивидорной компании.
На него претендует «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана, которая владеет Афипским НПЗ и планирует построить в порту Новороссийск терминал для перевалки нефтепродуктов мощностью 11 млн. тонн.
Заинтересованность проявила и инвесткомпания из Абу-Даби Invest AD, финансирующая совместно со Сбербанком строительство объектов к Олимпиаде в Сочи. В числе желающих приобрести госпакет компании «Сумма» и «Роснефть». Выступил претендентом на 20 процентов госакций НМТП и фонд United Capital Partners (UCP), президент и управляющий партнер которого Илья Щербович входит в советы директоров «Транснефти» и «Роснефти».
Группа «Дело» бывшего депутата Госдумы Сергея Шишкарева, которой принадлежит несколько терминалов в Новороссийском порту, также собирается принять участие в торгах. Как пишут «Ведомости», помочь «Делу» профинансировать сделку может «Роснефть».
Лакомый кусок растет в цене
В правительственных кругах говорят о наличии и других претендентов, однако конкретно их не называют. Возможно, к осени количество желающих приобрести лакомый кусок возрастет.
И интервью телеканалу РБК министр экономического развития Андрей Белоусов, говоря о приватизации НМТП, отметил, что с этим активом «необходимо еще доразобраться». В том, что чиновники «доразберутся», сомневаться не приходится. Последние дни на Лондонской бирже стоимость 20 процентов акций НМТП колеблется в пределах $440 млн. (или 13,2 млрд. рублей).
Котировки акций НМТП последние пару месяцев (не считая временного падения в период конфликта между «Транснефтью» и «Суммой») продолжают восхождение к своим двухлетним максимумам. С начала года бумага прибавила более 25 процентов, и многие эксперты склонны считать, что это не предел. «Драйвером роста выступает не на шутку обострившаяся борьба за контроль над портом в преддверии приватизации его 20-процентного пакета», — сообщает «Коммерсантъ». Поскольку конъюнктура рынка сейчас не самая плохая, пакет можно продавать по адекватной цене, утверждает аналитик Елена Сахнова из «ВТБ Капитала».
Наш интерес
Насколько выиграли от приватизации 90-х годов тогдашние работники Новороссийского морского торгового порта, можно судить по довольно печальной судьбе бывшего соседа автора этих строк.
До той, первой приватизации госпредприятия, он работал докером в НМТП и зарабатывал в семь раз больше меня, журналиста. Они с супругой, которая позволяла себе быть домохозяйкой, воспитывали трех дочерей, живя припеваючи. Но в результате приватизации год от года его заработок начал уменьшаться, пока к новому тысячелетию не стал ниже моего. Сначала его супруге пришлось идти работать и подрабатывать, затем он ушел из порта в поисках более доходного места. А затем их брак распался. Насколько мне известно, так в то время сломалась не одна судьба бывших портовиков.
Периодически в редакцию «НР» звонят портовики и просят разобраться с их маленькими окладами. Однако, судя по официальной информации ОАО «НМТП», доходы работников порта последнее десятилетие неуклонно растут. А гендиректор Радо Антолович неоднократно заявлял, что этот рост является одним из приоритетов портового менеджмента. Не изменится ли такая позиция после продажи последней госдоли?
Еще один вопрос: а что выиграем от продажи госпакета НМТП мы, новороссийцы? Ведь многие поколения местных жителей трудились в порту, строили его, развивали. Неужели не заслужили никаких дивидендов?
Ежегодно руководство НМТП подписывает договор о сотрудничестве с муниципальной властью и оказывает большую помощь в решении многих проблем Новороссийска. Помогает учреждениям образования, здравоохранения, финансирует значимые для жителей проекты, участвует в благоустройстве. Недавно вот капитально отремонтировали дорогу по улице Портовой. Теперь же нам остается только надеяться на продолжение этого социального партнерства НМТП с городом.
И последнее. В 1998 году мне довелось готовить для краевой газеты статью о плачевной ситуации, которая сложилась в Новороссийском порту и вокруг него в результате приватизации. Та публикация называлась «Порт как зеркало приватизации». Зеркалом остается и спустя 15 лет.
Евгений РОЖАНСКИЙ.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru