Принятый Госдумой «Закон Димы Яковлева», запрещающий американцам усыновлять российских детей, вызвал в обществе неоднозначную реакцию, расколов его на два противоборствующих лагеря. Причем одни говорят, что отстаивают интересы государства, а другие, якобы, хотят защитить детей от «людоедского закона». И ту, и другую точку зрения попыталась изучить корреспондент «НР».
Президент Владимир Путин, рассмотрев окончательный вариант «сиротского законопроекта», 28 декабря подписал этот документ. Одновременно глава государства выполнил свое обещание и издал Указ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», призванный улучшить положение сирот на родине. И это весьма своевременно, ведь с 1 января Россия вышла из соглашения с США об усыновлении.
Итак, новый Закон, полное название которого звучит как «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав человека и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», вступил в силу 1 января 2013 года. С этого же времени, согласно Указу президента Владимира Путина, социальные пенсии детям-инвалидам повышены до 8 704 рублей, о чем сообщила по центральному телеканалу помощник главы государства Татьяна Голикова. Это почти эквивалентно 20-процентному увеличению и означает, что социальная пенсия у ребенка-инвалида будет выше среднего прожиточного минимума. Кроме того, по словам Голиковой, Указ предполагает, что правительством должны быть сформулированы и внесены предложения по увеличению размера компенсационных выплат родителям и людям, которые ухаживают за детьми-инвалидами до 18 лет. Обещано также увеличить денежные выплаты за все формы устройства ребенка-сироты в семью.
Выступая в конце года на заседании Госсовета, глава государства напомнил, что власти США не дают доступа российским службам к усыновленным детям, а суды принимают необоснованные юридические решения, и предложил ознакомиться с мировыми практиками. Например, из Израиля, где высокий уровень жизни, но имеются проблемы с безопасностью, израильтяне никуда своих детей не отправляют, даже сирот. Еще Владимир Путин предложил равняться на Чечню. Несмотря на вооруженные конфликты, войны, унесшие много жизней, там нет ни одного брошенного ребенка — всех забирают в свои семьи родственники.
Меж тем вокруг резонансного закона кипели в конце года нешуточные страсти. Со стороны политиков, чиновников и общественных деятелей звучали громкие политические заявления, довольно неоднозначно оценивающие «Закон Димы Яковлева», призванный, прежде всего, стать эффективным ответом на дискриминационный по отношению к России «Акт Магнитского».
Так, решение Госдумы вызвало негативную реакцию у министра образования и науки Дмитрия Ливанова, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, российского омбудсмена или уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, бывшего министра финансов Алексея Кудрина, главы президентского Совета по правам человека Михаила Федотова, главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой.
К примеру, министр образования Дмитрий Ливанов написал в своем микроблоге, что «логика око за око» неправильная, могут пострадать наши дети«.
Критически отнеслась к новому закону вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец, которая высказалась против него на страницах журнала Forbes. По ее мнению, «антимагнитский» закон идет в противоречие сразу с несколькими законами и международными актами. Среди них — Венская конвенция (о верховенстве международных договоров) и Конвенция о правах ребенка. Внесенная поправка, утверждает вице-премьер, также входит в противоречие с Семейным кодексом, где нет ограничений на право усыновления. Не говоря уже о подписанном Соглашении между США и Россией об усыновлении (удочерении). Кроме того, отмена этого соглашения, предупреждает Голодец, может привести к потере контроля за детьми в США, которых уже передали на воспитание. А это около 59 тыс. детей, обретших новую семью в Америке.
Весьма резкое, крайне эмоциональное письмо Путину написал рок-музыкант Андрей Макаревич, которое опубликовал «Московский комсомолец». Рок-музыкант, в частности, заметил, что сотни больных детей благодаря этому закону, скорее всего, умрут и их смерти тяжким грехом лягут на души депутатов, проголосовавших «за».
Меж тем противникам «Закона Димы Яковлева» резонно оппонирует уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Как профессиональный юрист, он убежден, что законопроект не нарушает норм международного права, на что в своем обращении к президенту указывала вице-премьер Ольга Голодец. «Мы поработали и нашли подтверждение в международном праве, что Россия не нарушит никаких международно-правовых норм, выходя в одностороннем порядке из этого соглашения. Мало того, там есть несколько позиций, которые нас к этому подталкивают», — заявил Астахов. По его словам, в соответствии с Венской конвенцией ООН 1961 года, государство обязано создать достойные условия для ребенка, проживающего в приемной семье. «И самое главное, защищать его права, а мы видим, что дети, переданные в Америку, не защищены», — подчеркнул Астахов.
В интервью «Эха Москвы» правозащитник указал на другой не менее важный момент, а именно, на беспринципный бизнес, сложившийся в нашей стране вокруг системы усыновления. «Циничный бизнес, когда за 50-60 тысяч долларов покупают российского ребенка, отправляют за рубеж... Не важно, какой это ребенок, здоровый, не здоровый. Не важно. Все равно, это бизнес», — отметил детский омбудсмен, тем не менее согласившись с журналистами в том, что многие российские дети, попав в приемную американскую семью, ведут полноценную жизнь, даже добиваются больших успехов. Вспомним хотя бы недавнюю историю, когда паралимпийской чемпионкой по плаванию стала Таня-Джессика, у которой ампутировали в раннем детстве ноги, и ее усыновили американцы, после того как от Тани отказалась родная мать.
Некоторые участники дискуссии обратили внимание и на такой факт: мол, у нас все время твердят только о насилии американских усыновителей над детьми, но ничего не сообщают о том, что происходит в российских приемных семьях, такая статистика просто закрыта для общества. В одном из своих интервью этого вопроса коснулась заместитель секретаря генсовета «Единой России» Ольга Баталина, которая заметила, что официальной статистики по этому поводу нет ни у нас, ни у американцев. «Но вопрос обеспечения интересов детей, которые родились на территории Российской Федерации, — это наша обязанность. И обязанность совершенствовать систему усыновления и обязанность всерьез заниматься системой детских домов, которые завтра не исчезнут, хотя их количество сокращается». Международное усыновление — это не обязанность, а вынужденная необходимость, считает Баталина, поэтому оно может использоваться только в том случае, если в наилучшей степени отвечает интересам ребенка, а значит, обязательно гарантирует ему безопасность.
Сиротский бизнес давно отлажен, считает писательница Мария Арбатова, попытавшаяся вскрыть причины истерии вокруг «сиротского закона». В логике этого бизнеса, уверена она, бюджет детдома зависит от количества сирот. «И совсем не важно, каковы иностранные усыновители, важно, что отдавать детей выгодно только им. Ведь с наших за ребенка не слупить до 60 тысяч долларов».
Руководитель проекта «Содействие развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» Алексей Рудов, «человек, жизнь положивший на семейное устройство сирот», в одном из своих интервью сказал, что сама система иностранного усыновления «активно и агрессивно коррупционирует власть». И своего рода маркером коррупции в сфере зарубежного усыновления он назвал соотношение показателей внутрироссийских и иностранных усыновлений в регионах. Скажем, в Хабаровском крае практически 80% иностранных усыновлений, В Иркутской области — 75,5%, да и во многих других регионах эта цифра — немаленькая.
Что касается Краснодарского края, то здесь картина иная. Губернатор Александр Ткачев, встретившись в канун Нового года с кубанцами, усыновившими и воспитывающими приемных детей, сказал, что в нашем крае очень внимательно относятся к выбору семьи для ребенка, ставя интересы детей на первое место: то есть не ребенок для семьи, а семья — для ребенка. Губернатор привел показательную цифру — за весь год в пятимиллионном крае иностранные родители усыновили только 11 детей. Все остальные нашли новый дом и любящих родителей здесь. За последние три года — это 8,5 тысяч детей!
Губернатор отметил, что сейчас действует программа материальной помощи семьям-усыновителям. Так, за каждого усыновленного ребенка семье полагается единовременное пособие от региона в размере 300 тысяч рублей, а при усыновлении ребенка-инвалида — 500 тысяч рублей. Соответствующий закон был принят в 2009 году. В 2012-м пособие получили уже 346 усыновителей. Помощь — причем как материальную, так и нематериальную, ощущают все семьи-усыновители. Им активно помогали в сборе документов, разъясняли, как вести себя с ребенком и как отвечать на его вопросы. Большую роль в этом сыграли «Школы приемных родителей», которые работают на Кубани, в том числе в Новороссийске, с 2006 года. Опыт Краснодарского края оказался настолько успешным и показательным, что с 2013 года такие школы откроются по всей России.
В Краснодарском крае ведется целенаправленная политика. Это и программы поддержки, и работа с семьями, подчеркнул губернатор, а в целом наша идеология в том, что чужих детей на Кубани не бывает. Александр Ткачев поддержал президента России, считая, что «мы должны сделать все, чтобы наши дети не уезжали».
Как в Новороссийске обстояли дела с иностранными усыновлениями, корреспондент «НР» поинтересовалась в городском управлении по вопросам семьи и детства.
— У нас это случалось не так часто: в минувшем году таких усыновлений не было вовсе, а в 2011-м в США поехала воспитанница коррекционного детского дома, — рассказала специалист управления Елена Титаренко. — Я не могу согласиться с тем, что наших детей нельзя отдавать в зарубежные семьи. Видя присылаемые нам фотографии со счастливым личиком ребенка, читая отчеты, которые обязательно вначале приходят от родителей каждые полгода, а потом — раз в год на краевое министерство социального развития и семейной политики, я только могу порадоваться. Американские родители, которые забрали девочку в семью, еще раньше усыновили мальчика из СНГ. И когда ему привезли сестричку из России, он с чувством сказал родителям: «Спасибо». Конечно же, очень плохо, что возникают такие серьезные проблемы, и страдают дети, но когда все хорошо и видишь счастливые глаза ребенка, знаешь, как у него все прекрасно складывается, то это тоже не стоит сбрасывать со счетов.
Елена Титаренко сообщила, что в 2012 году в Новороссийске усыновили 12 детей, в приемную семью взяли 16 воспитанников, под патронат — трех ребятишек и под опеку — 65.
Директор коррекционного детского дома Татьяна Романова подтвердила, что их воспитанница живет сегодня в очень хорошей семье, с которой они поддерживают связь. Она уезжала в Америку с диагнозом «легкая умственная отсталость», но в этом году уже пошла в 1-й класс, причем в обычную школу, и что самое удивительное — за 3 месяца овладела разговорным английским.
— За последние пять лет — она единственная поехала за границу из нашего детдома, — говорит Татьяна Владимировна. — В начале 2000-х годов таких деток было несколько. В нашем детском доме живут ребятишки с ограниченными возможностями здоровья, поэтому для них, конечно, бывает не так легко найти семью. Те дети, что уехали с иностранными усыновителями раньше, страдали, к примеру, нарушениями психического развития, у кого-то была лопоухость, гиперактивность и другие отклонения в здоровье. Но для них все сложилось удачно, мы не только получали отчеты и фотографии от их усыновителей, а они сами писали нам подробные письма: о том, с кем дружат, кто их соседи, рассказывали про свою любимую собаку.
В этом году у нас забрала мальчика его родная семья — после того, как восстановилась в родительских правах, продолжает Татьяна Романова. У нас таких детишек, чьи родители попали в трудную жизненную ситуацию, пятеро. И все они, пока родители налаживают быт, очень ждут, когда за ними придут родные мама и папа. С такими родителями мы постоянно общаемся, стараясь вернуть их в нормальное русло, с ними работают психологи, педагоги. И так бывает радостно, когда семья вновь воссоединяется, и в глазах детей сразу — столько счастья!
Оксана МАШКАРОВА.
Уважаемые читатели!
Быть может, у вас имеются собственные мысли,
касающиеся нового законопроекта, а также о том, как помочь детям-сиротам.
Поделитесь своим мнением!
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru