Новороссийские новости

Как предложению догнать спрос на рабочие профессии?

їЮЭХФХЫмЭШЪ, 10 бХЭвпСап 2012, [15:11], novorab.ru
Как предложению догнать спрос на рабочие профессии?
Сегодня на рынке труда спрос на рабочие профессии значительно превышает предложение. Молодежь по-прежнему рвется учиться на юристов и экономистов, хотя с их трудоустройством – просто караул. Как вернуть престиж рабочим профессиям и какие шаги для этого предпринимаются в городе, выясняла корреспондент «НР».
  Требуется крепкий рассол На краевом августовском педсовете губернатор Кубани Александр ТКАЧЕВ сказал, что было принято решение добавить с 1 января будущего года по 3 тысячи рублей работникам профессиональной школы – и педагогам, и мастерам, и вспомогательному персоналу, тем более что там заработная плата уже давно не повышалась. А ведь именно в профессиональной школе формируется человек труда. «У нас уже не хватает специалистов рабочих профессий – электриков, слесарей, поваров. А если мы сегодня не будем заниматься профобразованием, то завтра вообще некому будет водить автобусы и поезда, кормить детей, ремонтировать трубы и дороги», – подчеркнул Александр Ткачев.   Вернуть былую славу рабочим профессиям можно и нужно, уверен наш эксперт проректор Государственного морского университета им адмирала Ф.Ф. Ушакова Сергей ПАНЧЕНКО, который поделился с «НР» своими идеями. – Для того чтобы создать позитивный фон вокруг технических знаний, необходимо, чтобы все педагогическое сообщество поспособствовало этому, – говорит Сергей Васильевич. – Один педагог с такой задачей не справится. Есть, к примеру, такой принцип «соленого огурца»: попав в рассол, обязательно станешь соленым. Рассол – это общая атмосфера, в которую нужно погрузить детей и вызвать у них интерес к определенному виду деятельности. И если он не крепкий, глубокого погружения в профессию не получится. Увы, мы пошли по пути профессиональных предпочтений, оставив мотивацию и интерес, которые, прежде всего, нужно культивировать.   Город  должен знать своих героев У Сергея Панченко свое видение решения проблемы. Во-первых, нужно организовывать фестивали рабочих профессий, но чтобы это была не выставка плакатов, а место с ярким действом. Детвора должна прийти и увидеть, что кто-то строгает, а кто-то укладывает кирпичи, либо плитку, участвуя в конкурсе на лучшего мастера своего дела. Увидеть своими глазами людей дела, примерив его на себя – очень важно для ребят, считает Сергей Васильевич. Надо также организовывать экскурсии на крупные предприятия, где дети посмотрят, как люди работают, и, быть может, загорятся желанием получить специальность.  Второй составляющей могут стать фестивали изобретателей. – Было бы хорошо собрать вместе всех рационализаторов, изобретателей и возродить это сообщество, показав его социальную значимость, – продолжает Сергей Панченко и делится воспоминаниями. – Когда в нашем вузе организовывали школу «Механикус», позвали пятерых местных «кулибиных», которых в нашем городе немало, и курсанты слушали, не могли оторваться от их рассказов. Уверен, что после этого многие стали мыслить иначе, и у них появилась мотивация, чего и надо добиваться от ребят. Пусть изобретают вечный двигатель, но необходимо, чтобы их потянуло делать что-то своими руками. Третья составляющая процесса погружения в профессию – фестиваль «Молодая наука». Для его организации необходимо, чтобы администрации внутригородских районов уже в сентябре озвучили городские проблемы. Это могут быть объездные дороги, водоснабжение, и даже «детский закон», для исполнения которого можно применить какие-нибудь инновационные методики. Каждый из ребят – неважно, где учится,  – выберет  то, что ему интересно и станет работать над этой темой. Главное – втянуть молодежь в продуктивную деятельность. Еще одна мечта – чтобы Новороссийск стал центром притяжения новаторов, где будут организовываться слеты и съезды – с тем, чтобы на этом техническом пространстве произрастали свои таланты, благо все условия для этого у нас имеются. Не помешало бы в Новороссийске издать красочную энциклопедию профессий, чтобы в ней были реальные люди разных специальностей, те, кто живет  и трудится в нашем городе и любит свое дело. Это будет прекрасным пособием для учителя, которому не придется ничего показывать на пальцах, а для детей – учебник жизни.   Технику пока не жалуют О том, что в школах серьезно задумались над вопросом проф-ориентации учеников, рассказали в управлении образования города. – В школах ведется большая работа для того, чтобы пробудить интерес ребят к рабочим специальностям, – рассказала заместитель начальника управления образования  Наталья БОБРОВНАЯ. – Во всех общеобразовательных учебных заведениях существуют центры профессиональной подготовки. Начиная с 5-го класса дети знакомятся с особенностями разных профессий. В школах есть стенды, где размещена информация о том, какие сегодня в городе востребованы профессии, чтобы дети сами могли видеть и анализировать ситуацию. Много делается и во внеурочное время. Учреждения профессионального образования проводят со школьниками различные совместные мероприятия: мастер-классы, экскурсии в учебные заведения. Во всех школах запланированы также ознакомительные экскурсии на предприятия города. А еще у школ заключены договоры с учреждениями дополнительного образования, – сообщила Наталья Бобровная. – Это Центр технического творчества и Дворец творчества, где, к примеру, дети могут посещать школу молодого вожатого, школу бармена, изучать гостиничное хозяйство и прочее. На занятиях они получают определенные навыки, которые им в будущем пригодятся. – Сегодня дети в основном нацелены на вузы, однако не у всех получится осуществить свои мечты, – считает директор школы № 19 Юрий БЕЗУГЛОВ. – Поэтому ребята должны знать больше о рабочих профессиях, осознавать их место на рынке труда. Профориентация в школе может сказаться на дальнейшей судьбе ребенка, помочь ему определиться с выбором, и мы стараемся этому способствовать. Помимо уроков труда, в 9-х классах организованы предпрофильные курсы, проводятся уроки профориентации. Заключен договор с учреждениями профобразования о проведении совместной работы по профориентации старшеклассников, есть договор с Центром занятости. Вся эта работа ориентирована на то, чтоб дать всю информацию детям о специальностях, по которым они могут получить профобразование, а также о тех рабочих специальностях, которые востребованы в нашем городе. На уроках профориентации с учениками работает психолог. Он проводит исследования, чтобы узнать, на что нацелен ребенок, к чему у него предрасположенность. Помогает детям приобретать трудовые навыки и летняя практика. Очень важно, что они могут трудиться не только при школе, но и на предприятиях, осваивая какие-то специальности. Как рассказал Юрий Викторович, в прошлом году в 9-х классах психолог провел исследование по профориентации, выясняя по типам профессиональной деятельности (человек-природа, человек-человек, человек-техника), кто к чему тяготеет. Из 114 девятиклассников 52,1 % выбрали технику, еще меньше (43,6) – природу. А вот работу с людьми предпочитают 90 процентов детей. Конечно, это не говорит о том, что выбравшие работу с людьми ребята будут стремиться только в вузы, ведь они могут стать и продавцами, и медсестрами, и менеджерами. Но то, что технические специальности пока не на высоте, как того хотелось бы, это факт.   Родители не всегда правы Повернуть детей лицом к профессиональному образованию стараются и городские власти. По инициативе средних специальных учебных заведений у нас создан один из первых в крае координационный совет по содействию в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, который возглавляет глава Новороссийска Владимир СИНЯГОВСКИЙ. – Мы каждый год проводим исследования и соцопросы, и они показывают, что процесс выбора профессии требует корректировки, – рассказала секретарь координационного совета, помощник главы города Татьяна МИТИНА. – Не всегда молодежь делает осознанный выбор: 60 процентов ребят идут на учебу по рекомендации родителей, несколько меньший процент – подсказали друзья, и совсем незначительная часть тех, кто самостоятельно определился в своем выборе. Поэтому главная задача – работать в этом направлении не только со школами, но и с родителями.  Надо разъяснить родителям, что нет смысла растрачивать годы, а также средства на то, чтобы выучить ребенка по  специальности, которая не пользуется спросом. В этом году уже в третий раз будет делаться прогноз необходимых городу специалистов, которые станут востребованы через пять лет, когда студенты отучаться.  Такие прогнозы делать сложно, признается Татьяна Митина, потому что ситуация в стране нестабильная, судьба предприятий, порой, непредсказуема. Но все же прогнозировать надо. Благодаря полученным результатам, будут строить учебные заведения свою деятельность. Откроются новые, требуемые специальности, а те, которыми рынок труда перенасыщен, можно будет приостановить до иных времен.   С профшколой надо дружить Полтора года назад координационным советом управлению образования был предложен проект концепции профориентационной работы, разрабатывается и программа «Профессиональная ориентация и обеспечение адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений». В школах создаются профильные классы. К примеру, 40-я школа заключила договор с медколледжем, и дети теперь будут изучать азы медицинской специальности. Какое-то время назад прошел «круглый стол» на базе Белгородского университета, где поступило предложение открыть школьные классы по строительным специальностям. Уже состоялись переговоры между 22-й школой и этим вузом на предмет открытия таких профильных классов. Но это должна быть система, а не просто эпизоды, уверена Татьяна Митина. Учебным заведениям надо активнее сотрудничать с нашей профессиональной школой – училищами, техникумами, институтами, где отличная материально-техническая база, прекрасно оборудованные кабинеты, как, скажем, в колледже экономики и строительства, и где школьники смогут вплотную познакомиться с разными профессиями. А вообще, чтобы сдвиг произошел, профориентация должна начинаться еще с детского сада, уверена помощник главы города. Для дошкольников – это игра, в начальной школе – уже игра и беседа, ну а в старших классах появятся и прикладные формы, такие как мастер-классы. – С недавних пор стала готовить специалистов рабочих профессий и высшая школа, что очень хорошо, – сообщила Татьяна Митина. – Это Государственный морской  университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, выпускающий техников-судоводителей, техников-механиков судовых энергетических установок, а также Кубанский госуниверситет (бухучет, анализ и аудит) и ряд других вузов. В этом году более 200 человек набраны на эти специальности. Предпринимаются и другие шаги, способствующие тому, чтобы ребята лучше ориентировались в выборе специальности. Большая надежда на городскую программу, которая уже апробируется.  
Оксана МАШКАРОВА. 
 
Уважаемые читатели! Предлагаем прокомментировать этот материал.
обновляем рейтинг ...

Рейтинг: 0,0/5 (Голосов: 0)

В закладки Отправить другуПечать

3568 раз прочитано

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий либо авторизуйтесь на портале и получите доступ ко всем сервисам

Также читайте на Ново-Сити.ru:
Закрыть Все новости Наверх

ВАЖНЫЕ НОВОСТИ

горячие новости всех разделов
їЮЭХФХЫмЭШЪ, 26 ШоЫ 2010, [00:00]

Заказ билетов на Ново-Сити онлайн!

Теперь Вы можете заказать билеты на самолет и поезд онлайн ! Основное преимущество нашего сайта – мы продаем только электронные билеты. Оформление билетов происходит также только в электронной форме! Заказ жд билета через интернет...

НОВОСТИ ПОРТАЛА

наши новости и новинки сервисов
ІЮбЪаХбХЭмХ, 13 дХТ 2011, [00:00]
Портал Знакомств на Ново-Сити

Портал Знакомств на Ново-Сити

Ко дню всех влюбленных по результатам голосования на нашем портале совместно с сервисом «Мамба» мы запускаем новый проект «Знакомства на Ново-Сити».