Сейчас, когда новороссийцы всем миром пытаются помочь пострадавшим от наводнения и ищут адреса, куда нужно направить помощь, почти в центре нашего города, на улице Сулеймана Стальского, есть те, кого вода не пощадила. Репортеры «НР» отправились по тревожным адресам.
Уже на подступах к дому №173 виден с моста ручей, забитый всем, что вода без разбору выносила из домов: микроволновками, мебелью, одеждой, детскими игрушками.
Возле двора полуразрушенного дома мы встречаем молодую женщину с малышом на руках. Таня КУВШИНОВА сразу обращается к нашему фоторепортеру:
– В октябре, помните, вы снимали нашу свадьбу, а теперь вот, – она горестно вздыхает, показывая на то, что осталось от их жилья. – В доме, где жили три семьи, остались целы всего лишь две комнаты – там и ночуем.
Мы заходим во двор, где Танин папа пытается отмыть то немногое из посуды, что уцелело после потопа.
– Той ночью, с пятницы на субботу, мы легли спать, но было неспокойно на душе, – вспоминает молодая мама. – Дождь лил и лил, и вдруг прямо в окно хлынула вода. Я в страхе схватила ребенка, мы все вышли из дома, пережидали дождь на улице в машине. А когда пошли спасать имущество, то обнаружили, что все унесло. Стены пробило, уплыла невесть куда и кроватка сынишки. Вместе с нею исчезли в бурном потоке детские вещи, памперсы – все, что было.
Татьяна заводит нас туда, где еще недавно жила молодая семья. Сейчас здесь сырые стены, слой ила. Ее папа Валерий Филиппович уже здесь, он выгребает грязь. А сынишка морщит носик – ему не нравится запах сырости, он уже готов расплакаться.
– Внук-то моряком будет, наверное, – подбадривает дедушка, – такое в три месяца пережить, это же надо!
– Я так удивилась, когда на днях ко двору подъехала машина и парень с девушкой выгрузили одежду, памперсы, пеленки, – говорит Татьяна. – Были и другие люди, все не с пустыми руками приехали. Я не ожидала, что люди так откликнутся! Кто-то разместил в интернете информацию о нас.
Танин малыш теперь обеспечен одеждой, но вот кроватки у него пока так и нет.
Еще один дом, который накрыло водой в ту ночь, – на улице Сулеймана Стальского, 169.
У матери двоих детей Ирины Дмитриевны хватает сил без слез вспоминать страшные события. Вместе с дочками вода подняла их под потолок, где мама и девочки прощались друг с другом, не надеясь уже увидеться на этом свете. Минутой раньше Ирина смогла отключить рубильник, видя, как вода заливает дом. Это и уберегло от беды.
– Какая-то секунда, и вдруг вода остановилась, и муж, который с ума сходил на улице, втащил нас на крышу. Спасибо соседям, пришли и сняли нас, – вздыхает женщина.
Ее свекровь Анна Павловна ИВЛЕВА вместе с мужем тоже натерпелись в ту ночь.
– Накануне мы, пенсионеры, справили себе новую стиральную машинку, но даже опробовать ее не удалось. Вода унесла стиралку, прихватив микроволновку, телевизор и телефоны, – рассказывает женщина.
Когда речь доходит до того, что у пострадавших нет даже постельного белья, перчаток, моющих средств и резиновых сапог, во дворе весьма кстати появляется Евгений АЗИЗОВ, заместитель руководителя исполкома местного отделения партии «Единая Россия».
Он тут же предлагает подвезти женщин на улицу Бирюзова, где готов выдать комплекты белья и все необходимое. Ирина Дмитриевна, недолго думая, собирается.
– Этим людям нужно элементарное, – поясняет сосед Андрей, который в эти дни помогает всем пострадавшим, – например, йод, зеленка, резиновые сапоги, перчатки, инструмент, таблетки от головной боли. И рабочие руки. Это на первое время. Сейчас мало кто думает, что остался без зимней одежды.
– А еще слышите, какой запах здесь стоит?– обращается к нам Анна Ивлева. – Мы боимся! Нужна капитальная дезинфекция, иначе недалеко до какой-нибудь эпидемии.
Следующий дом № 171 – по этой же улице – и домом уже не назовешь. По каким-то доскам-ступенькам мы спускаемся туда, где остался лишь «скелет» затонувшего домовладения. Чтобы не поскользнуться на глине, хватаемся за остатки сырых стен. Внизу, под досками, течет ручей. Вода до сих пор не покинула зону бедствия.
– Вот в этой комнате под самым потолком я плавал в ту ночь, еле выгреб, – вспоминает хозяин Виктор МАМОН.
На стене, которая пострадала меньше всего, уцелели две иконы.
– Мы с детьми той ночью успели выбраться на улицу, нас бил озноб, – супруга Жанна Михайловна до сих пор не может забыть, как они в истерике звали главу семьи. И только когда услышали его голос, успокоились.
Из этого дома исчезло все, что хозяева наживали годами, в том числе и документы.
– Но даже то, что осталось, по ночам выносили мародеры, неужели мы и без того не нахлебались горя? – возмущается Виктор Николаевич. – Вот здесь стояла баночка, в которой лежали кое-какие украшения жены, она в панике позабыла взять их с собой, а утром мы уже ничего не обнаружили. Пропал и мой нож, который я сам делал из бронзы.
Супруги Мамон купили дом тридцать лет назад, они не знали тогда, что место крайне неудачное. Здесь всегда течет ручей, который впадает в ливневку и канализацию. Дом сильно затопило в августе 2002 года, потом почти после каждого дождя вода «заглядывала» в комнаты. Семья начала на этом же участке строить новый дом, уже с более высоким фундаментом. Но все мечты поскорее переселиться остановила болезнь хозяина.
– Два года назад мне поставили «пружину» в сердце, и стройка, естественно, затормозилась, – сетует глава семьи, – я уверен: успели бы достроить новый дом, сейчас бы так не пострадали.
К дому №167 по улице Сулеймана Стальского мы подходим с тяжелым сердцем. Именно здесь погиб парень, которому удалось спасти свою невесту. Свадьба была назначена на 21 июля.
– Это внук мой родный, – объясняет нам женщина с траурной повязкой на голове, Галина КУЗНЕЦОВА. Она оторвалась от работы, здесь люди грузили мусор в огромный «КАМаз». – Шестого июля мы отмечали мой юбилей, 65 лет. Собрались родственники, друзья, соседи. И молодые здесь обставили комнату, купили новую мебель, все к свадьбе было готово.
Мы бегали вокруг дома, думали, как достать внука из воды. Наш друг Василий Андреевич КОЗЛОВ, ему 65 лет, без страха ринулся в тонущий дом, вытолкнул внука, а тут мы с соседями его волоком тащили, врачи делали внуку искусственное дыхание, массаж сердца – ничего не помогло. Говорят, он задохнулся, что-то попало в дыхательные пути, плавать-то он умел, мог бы продержаться на воде. Такое горе! Мы даже забыли в ЗАГСе отменить регистрацию. Только сейчас и вспомнили.
Горестная история вызывает поток слез у соседки Кузнецовых Елены СВЯТОВОЙ. Ее семья приютила подтопленцев.
– Наши дети росли вместе, – плачет она, – это потеря для всех.
– Вы напишите, что нужна помощь Василию Андреевичу Козлову, – говорит Галина Григорьевна, – он сейчас на костылях после той ночи, весь изрезан стеклами.
В это время из зоны бедствия уезжает грузовик полный мусора. Люди продолжают работать и постепенно территория, где были сады-огороды, превращается в пустырь. Инородным предметом смотрится здесь, на фоне разрухи, тазик с алычой. Считай, в воздухе висят две машины, зацепившиеся за ветки деревьев.
На мгновение замирают все звуки, и тут мы слышим, как команду водителю очередного грузовика отдает главный специалист отдела ЖКХ администрации Центрального района Наталья МАРТЫНЕНКО.
– Наша Наталка здесь постоянно, – отмечает Елена Святова, – это настоящий трудоголик, мы уже с ног валимся, и она с нами тоже, но не уходит никуда, каждый день с нами.
– Алло! Вам на улице Коммунаров надо повернуть, – инструктирует Мартыненко водителя и рассказывает нам, где еще сегодня разгребаются завалы: На улице Арского, это недалеко отсюда, «КАМазы» чистили дорогу, на Павловской и Чайковского улицы были непроездные, там трактора работали. На улице Леселидзе,115, женщине чистили двор, его завалило так, что хозяйка выйти не могла. Еще на улицах Красных военморов и Новороссийской республики шли работы.
– Везде говорят о трагедии в Крымске, а у нас здесь тоже несладко, – разводят руками жильцы, – остались на улице, куда бежать?
Каждый день наведываются сюда разные комиссии, каков будет их вердикт?
Как стало известно «НР», уже обследован дом по улице Сулеймана Стальского, 167.
Исполнительный директор инжиниринговой компании «ОСК» Валерий УСАЛОВ, чья компания по договоренности с администрацией города оценивала техническое состояние домовладения, сообщил предварительную информацию: здание в аварийном состоянии и восстановлению не подлежит.
Судьба остальных домов пока неясна. Важно еще исследовать подземные коммуникации улицы. Почему, как говорят жители, искусственная река именно на улице Сулеймана Стальского нашла свое русло? Да еще ливневка здесь якобы пересекается с канализацией, что вообще недопустимо. Есть и другие версии трагедии: возможно, под землей проложены трубы разного диаметра, где вода и нашла выход.
А войдет ли жизнь пострадавших в нормальное русло? Это зависит и от нас с вами тоже. Адреса, куда можно направить помощь, есть. Как известно «НР», очень серьезно пострадали улицы «той стороны» – Карьерная, Водная и другие. А еще – район Мысхако.
Виктория НИКОЛАЕНКО,
Анатолий ПОЗДНЯКОВ (фото).
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru