В минувшее воскресенье на территории детской художественной школы им. С.Эрьзи прошел первый новороссийский фестиваль экспериментальной музыки.
То, что это далеко не обычное действие, можно было понять уже при входе – группа «Ave ню» избрала своей сценой крышу одной из построек на территории. Прямо как знаменитый «концерт на крыше» «Битлз» в 1969 году.
Однако своеобразные звуки подстерегали слушателей чуть ли не за каждой закрытой дверью. Особенностью фестиваля стало то, что все его участники выступали одновременно.
Пришедшие на фестиваль могли в течение полутора часов обойти все звучащие точки и понять, насколько у них расширились границы восприятия реальности во всем ее многообразии, что объявлялось главной задачей фестиваля.
Выступления ряда участников носили медитативный характер и были заявлены как «прогулка в неизведанное», «погружение в исследование движений» или же как «работа в пограничных состояниях».
Если до этого вы наслаждались телевизионными проектами типа «Две звезды» или «Фактор А», то вам эти «прогулки» и «погружения» будут малоинтересны. А уж среди рассуждающих об особенностях и тонкостях музыкальных стилей «эмбиент», «нойс», «индастриал» или «энтнотранс» вы будете выглядеть белой вороной.
Проект волгоградца Евгения Забарнова вызвал самое большое обсуждение. В окружении валявшегося металлолома он периодически то бил в пустую железную бочку, то дергал за приделанную к ней струну. Раздававшиеся звуки чем-то напоминали один из номеров кукольного «Необыкновенного концерта» театра Сергея Образцова, где применялся водо-бочковой инструмент.
– Проведение такого фестиваля в Новороссийске стало возможным после появления в городе групп и музыкантов, тяготеющих к подобной музыке, – считает организатор проекта известный в городе художник Сергей ФИЛАТОВ. – Выступления стали своеобразной пробой наших сил, способом привлечь к таким андеграундным музыкальным стилям всех желающих. В нашей стране такие проекты уже были реализованы в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. В мире известные рекордс-лейбы пока неохотно берутся поддерживать подобные проекты.
Название фестиваля «Четвертое ухо» чем-то сродни третьему глазу. Оно символизирует звуковые оттенки, которые могли разобрать лишь сами музыканты, прислушавшись к звукам природы.
Кстати, сам Сергей Филатов принимал участие в ряде известных российских «эмбиент»-проектов. А свой последний альбом «Узоры ума» приурочил к открытию выставки авангардной живописи в галерее «Белый квадрат», которая на днях открылась в Анапе.
Евгений ЛАПИН.