В минувшую пятницу, 23 марта, все пять факультетов Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова выдвинули на должность ректора Сергея КОНДРАТЬЕВА.
Имя Сергея Кондратьева для жителей нашего города неразрывно связано с морской академией, которую он возглавлял более десяти лет, и депутатской деятельностью в городской Думе. Год назад доктор технических наук, профессор Сергей Кондратьев был назначен на должность заместителя начальника Федерального агентства морского и речного транспорта. Сергей Иванович, заключив годовой контракт, обещал коллективу вернуться и свое слово сдержал. Ученый совет не объявлял выборы, ожидая своего ректора.
Автор материала побывала в вузе, где ей удалось пообщаться со многими представителями ректората и профессорско-преподавательского состава. Как выяснилось, несколько лет назад в связи с реформированием системы морского образования «наверху» был подготовлен план присоединения нашей академии к одному из центральных вузов. Иными словами, морской академии грозила незавидная перспектива стать филиалом. Сергей Кондратьев не мог допустить, чтобы родное учебное заведение, в стенах которого он вырос сначала как молодой специалист, затем – как ученый и руководитель, превратилось всего лишь в придаток одного из вузов страны. Тем более, что у самой академии есть свои филиалы в Ростове-на-Дону, Астрахани и Севастополе.
Сергей Кондратьев уехал в Москву, чтобы не только лично поучаствовать в развитии отрасли, но и фактически спасти родную академию. В результате, став университетом, вуз сохранил самостоятельность и получил гораздо более широкие перспективы для дальнейшего развития. Выражая общее мнение, можно сказать, что коллектив университета во время отсутствия Сергея Ивановича постоянно чувствовал его внимание и заботу о вузе. Когда в феврале этого года город вздрогнул от порывов ветра, чрезвычайная ситуация не обошла стороной и университет. Сергей Кондратьев специально приехал, чтобы оценить масштаб разрушений и добиться финансовой помощи для ликвидации последствий стихии. На это вузу выделены средства в размере 20 миллионов рублей. Сейчас, набравшись опыта руководства на самом высоком государственном уровне в обеспечении мореплавания и руководства всеми учебными заведениями отрасли, Кондратьев возвращается, преисполненный планов по реформированию университета и наполнению его новым современным содержанием.
– Благодаря дальновидности Сергея Ивановича, его умению работать с большим размахом, вместе с коллегами ему удалось вовремя принять судьбоносное для академии решение, придав МГА более высокий статус, – говорит проректор по учебной работе, доктор технических наук, профессор Евгений ХЕКЕРТ. – Это не просто уводит вуз от присоединения. Это буквально открывает новые горизонты для развития. Университет – наивысший статус учебного заведения. Он позволил нам уже сегодня открыть 4 направления подготовки высшего профессионального образования, 2 программы подготовки магистров, новую научную специальность юридического профиля в аспирантуре, докторантуру и единственный в стране профильный лицей «Навигацкая школа» в структуре морского вуза. И это всего за один год при непосредственном участии и руководстве Сергея Ивановича.
Чтобы получить аккредитацию на статус университета, вуз должен обладать соответствующим потенциалом. Проректор по научной работе, академик Российской академии транспорта, доктор технических наук, профессор Виктор ДЕМЬЯНОВ подчеркнул, что все последние годы академия наращивала научную базу. По инициативе Сергея Кондратьева здесь был создан первый диссертационный совет, а затем и второй докторский диссертационный совет. С тех пор защитили диссертации более ста преподавателей вуза.
– Почему мы так рады приезду Кондратьева? Потому что он эффективный менеджер, человек с сильным экономическим мышлением, – говорит проректор по дополнительному профессиональному образованию, академик Российской академии транспорта, профессор Олег ХАЙДУКОВ.
– Огромная заслуга Сергея Кондратьева в том, что он всегда уделял внимание развитию тренажерной базы. Причем надо отдать должное особому чутью Сергея Ивановича: из многообразия товаров на рынке тренажерного оборудования он всегда выбирает именно то, что наиболее эффективно. Одним из достижений стало сотрудничество на постоянной основе с такими крупнейшими организациями, как «Газпром» и «Транснефть», и содействие в повышении профессионального уровня их специалистов. С появлением большого числа инженерных, экономических, гуманитарных и юридических специальностей наш университет становится кузницей кадров не только для морской отрасли, но и для предприятий города и края, – говорит начальник кафедры математики, начальник факультета экономики и управления, кандидат физико-математических наук, доцент Валерий ТУЛЬЧИЙ. – Конечно, это налагает и большую ответственность на профессорско-преподавательский состав, но с таким капитаном, как Сергей Кондратьев, который умеет находить у каждого ценные для академии качества, нам по плечу любые задачи.
Начальник кафедры физики, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшего профессионального образования России Анатолий БАЧИЩЕ уверен:
– Мы не зря ждали Кондратьева целый год, не объявляя выборы. В свое время мы не ошиблись, избрав совсем еще молодого Сергея Ивановича на должность ректора. Буквально за два-три года он вывел академию на новый уровень. При Кондратьеве МГА вышла в лидеры морских вузов России.
Начальник кафедры экономики и менеджмента, кандидат экономических наук, профессор Светлана ИВАНОВА беседовала по-женски эмоционально.
– Мы рады возвращению Сергея Ивановича! – поделилась она. – Для него эти стены родные. Мы его воспитали. Он действительно сделал все, для того чтобы наш вуз развивался, сохранил то, чего уже давно нет в других вузах. Сергей Кондратьев на деле не раз доказывал, что защитит все то, что дорого и важно родной альма матер. Меня очень трогает его отношение к студентам. Он всегда говорит о курсантах «наши дети» и уверен, что мы должны печься о них по-отечески. То, что Сергей Иванович обрел опыт работы «наверху», пошло на пользу и ему, и нашему вузу, и способствовало решению важных государственных задач, которыми Кондратьев занимался в Москве.
Действительно, Сергей Кондратьев сегодня – это руководитель, который смотрит теперь на проблемы с позиций другого масштаба, другой высоты, – считает Светлана Иванова.
– Многие вещи я увидел по-другому, переосознал, – говорит сам Сергей Иванович. – Я получил самые современные знания в управлении отраслью, страной с технологической точки зрения. Это, несомненно, пойдет на пользу нашему университету. Сегодня необходимо перенастроить научную систему университета на те задачи, которые требуются именно в данный момент. К примеру, при руководстве спасательными операциями для меня стало очевидным наличие целого ряда конструктивных недостатков старых спасательных судов и отсутствие на борту гражданских судов оборудования, приспособленного для подъема из воды в сильный шторм обессиленных людей. Я планирую вместе со своими аспирантами изучить и обобщить мировой опыт в этом направлении и предложить адекватные технические решения. Открылось другое видение масштабных возможностей России по развитию новых транспортных коридоров между Европой, Азией и Америкой. Активная разработка Россией месторождений на шельфе требует от морской науки и образования выработки совершенно новых направлений, кардинального изменения содержания подготовки целого ряда направлений и, конечно, использования для тренинга более технологичного оборудования. Россия проектирует гигантский порт (более 60 миллионов тонн грузооборота) на Кубани – в Тамани. Уже сейчас всплывают десятки проблем, которые требуют решения, поэтому я уверен, что отраслевая наука в ближайшее время будет вполне загружена, так как новый порт должен использовать последние достижения научно-технического прогресса в морских транспортных процессах.
Непосредственно занимаясь вопросами мореплавания, я вычленил те проблемы в морском образовании, которые сложились в результате нынешних рыночных тенденций на мировом флоте, – продолжает Сергей Кондратьев. – Современной морской транспортной системе необходим уже другой специалист, нежели 10 лет назад. Жесткие требования, предъявляемые компаниями к уровню подготовки персонала, требуют от образовательной системы быстрой перенастройки под потребности мирового рынка труда моряков. В связи с этим мы будем корректировать образовательные программы, а в отдельных случаях открывать новые направления в подготовке.
Да, современные суда перенасыщены электроникой, однако на примере печально известных «Коста Конкордии» и «Булгарии» мы видим, что число аварий по причине человеческого фактора не снижается. Это говорит о том, что пришло время внедрения электронных, информационных систем контроля за действиями экипажа судов, мореходностью судна и судовым оборудованием. А для принятия решений по управлению крупнотоннажными судами мы стоим на пороге внедрения в практику элементов искусственного интеллекта.
В начале этого года по моей инициативе был развернут процесс создания по всей стране творческих групп авторов новых учебников и программно-методического сопровождения всех этапов подготовки специалистов. Основная задача здесь заключается в том, чтобы дать студентам не только самые современные знания, но и облегчить им восприятие, понимание материала, широко внедрить практику новейших методов обучения. Для меня самое главное, чтобы образование, полученное в университете, открыло для курсантов дверь в мир больших профессиональных свершений, а для кого-то – в мир большой науки. Что касается технологии государственного управления, то, курируя вопросы «Системы межведомственного электронного взаимодействия», я получил богатейший опыт в вопросах создания электронного правительства и современных подходов в предоставлении государственных услуг. Что, кстати, можно применить с большой пользой и для города, а значит, для новороссийцев, – завершил свою речь Сергей Иванович.
Будучи ректором, Кондратьев так выстроил отношения с коллективом, чтобы на всех этапах развития вуза люди всегда понимали, что делает их руководитель и почему он поступает так, а не иначе.
Им понятно, насколько важным для вуза является возвращение Кондратьева именно сейчас, в период им же спланированного реформирования. Это явно усилит учебное заведение.
Профессорско-преподавательский состав, привыкший заслуженно гордиться своими достижениями, своими традициями, не потерпит, чтобы университетом руководил «варяг», не имеющий опыта руководства прославленным вузом. Что, собственно, демонстрирует консолидированное видение будущей кандидатуры ректора. И это Сергей Кондратьев.
Анна КРАВЧЕНКО.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru