Третьего февраля в городе-герое Новороссийске в 44-й раз прошла операция «Бескозырка», посвященная высадке легендарного десанта на Малую землю.
Каждый, кто в этот день шел пешком на Малую землю, хотя бы отдаленно мог представить, что чувствовали десантники-малоземельцы, когда с борта корабля прыгали в ледяное море, навстречу смерти. Жуткий холод, шквалистый ветер…
Глава Новороссийска Владимир СИНЯГОВСКИЙ, который вместе с председателем городской Думы Александром ШАТАЛОВЫМи ветеранами возлагал цветы и венок от губернатора Краснодарского края Александра ТКАЧЕВА, встретил на площади родное лицо – своего учителя.
- Надо встретиться, обязательно, я вас найду, - настаивал Владимир Ильич. Пожилой Василий Антонов едва сдерживал слезы.
Плакали не только ветераны, для которых воспоминания - как живая рана. Пробивало даже молодежь, про которую врут, что у нее нет ничего святого. Строгий ритуал на площади Героев, песни про тех, кто не вернулся из боя, минута молчания, шествие с факелами и заплаканными свечами в многотысячной колонне - разве сидя за партой такое почувствуешь?
Два факела зажгли от Вечного огня, чтобы отвезти один - на легендарную Малую землю, его вручили малоземельцу Петру БОГОМАЗОВУ, второй - его доверили малоземельцу Ивану СУББОТИНУ - в Южную Озерейку, куда высадился, но потерпел поражение основной десант.
Как и в прошлые годы, во главе живой колонны шел БТР. На проспекте Ленина факел и бескозырку поджидала не одна сотня горожан. К тем, кто целенаправленно сюда пришел и ждал на морозе, присоединились и случайные прохожие. Молодая мама Женя привела двоих своих деток – пятилетнюю Дарью и трехлетнего Дениса.
От памятника «Матрос с гранатой» колонна в несколько десятков тысяч человек двинулась к Малой земле. Мерцанию свечей в руках участников шествия отвечали бесчисленные огоньки, затепленные новороссийцами в окнах своих квартир.
Малая земля встретила демонстрантов пронизывающим ветром. Ветеранов усадили у мемориала, заботливо укутав их солдатскими одеялами. Но когда играл гимн, фронтовики поднялись со своих мест.
А когда неожиданно со стороны моря раздалась пальба из сотен орудий и с криками «Ура!» молодые парнишки бросились в «бой» (это началась историческая реконструкция той памятной ночи), некоторые схватились за сердце.
- Меня колотит, - едва выговорил малоземелец Михаил МАЛЫЙ. – Внутри все сжимается. Я как будто снова переживаю те события...
Динамики разнесли слова, сказанные Цезарем Куниковым в такую же ледяную ночь ровно 69 лет назад:
«Операция предстоит чрезвычайно опасная, шанса выжить нет, кто не уверен в себе, в строй не вставать».
Парнишка, который по возрасту мог быть уже правнуком участника героического десанта, вошел в ледяную воду по пояс и пустил по волнам венок с матросской бескозыркой. И стоял так, пока играл гимн России и солдаты отдавали честь. Он даже не пытался согреть ледяные руки. Наверное, в этот момент он думал о тех, кто сделал нашу Малую землю великой.
Марина КРАСНОКУТСКАЯ.