Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://novo-city.ru/news/1/78661/y-uchitel-zabud-pro-ustalost/

Ты учитель? Забудь про усталость

ІвЮаЭШЪ, 31 ЬРп 2016, [16:56], novorab.ru
Ты учитель? Забудь про усталость

В Краснодарском крае завершился конкурс «Учитель года Кубани — 2016». Лучшим преподавателем кубановедения признана Владлена Золотарева — учитель из Новороссийска, города, который некогда был столицей Черноморской губернии и всегда после стоял как бы немножко отдельно на карте региона. Находить то, что объединяет, а не разъединяет, — этому учит Владлена Владиленовна. Корреспонденты «НР» пришли в Новороссийский лицей «Морской технический» и попросили Золотареву провести для нас и наших читателей экспресс-урок. — Владлена Владиленовна, помнится, когда в школьное расписание вводился этот предмет, было много недоумений: зачем? Лишняя нагрузка для детей. Сейчас отношение изменилось? — В последнее время я не слышу, чтобы новороссийцы говорили: «Мы не с Кубани». Амбиции «отдельности», проявлявшиеся на волне общего «парада суверенитетов» в стране, утихли. Возможно, потому, что в 90-е годы была большая миграция, менялся рынок труда, много людей переселились сюда из станиц. Со стороны родителей я вижу интерес к своему предмету, и не только потому, что он помогает подготовиться к ЕГЭ по обществознанию. Интерес к народной культуре сейчас высок. Это можно увидеть даже по посещаемости этнографических музеев, по тому, как бизнес осваивает нишу забытых ремесел — гончарного, кузнечного и т.д. А бизнес не ошибается, он ориентирован на спрос. И когда мы оформляли этот кабинет, и дети, и родители приняли в работе живое участие. Здесь мы постарались воссоздать быт казачьей семьи. То, что вы видите — рушники, печной ухват, утюг на углях, чугунки, глечики, — все настоящее, и все это принадлежало семьям моих учеников, их, наверное, уже прапрабабушкам. Проект этого уголка, русской печи, стены мазанки разработала одна из мам, дизайнер Алина Викторовна Дёрова, а вот эти черкеску и папаху передал из Краснодара дед одной из учениц. Я сама родилась в сельском районе края и прекрасно знаю этот уклад. И еще три года после пединститута я работала в сельской школе. Мама, Валерия Георгиевна, у меня учитель начальных классов, и до сих пор, в свои 75 лет, работает. Глядя на нее, на то, как она любит детей, как ее любят дети, и я мечтала быть учителем. Вы знаете, в нашей работе есть еще одна маленькая миссия: воспитать в человеке любовь к Родине, гражданственность. — Я всегда думала, что с этим лучше всего справляется великая русская литература. Правда, школьные часы по этому предмету изрядно сокращены. Теперь на эту важнейшую роль претендует кубановедение? — Регионоведение только у нас, в Краснодарском крае, ведется не факультативно, а включено в обязательную программу. Да, я убеждена, что именно этот предмет может вызвать в ребенке, а затем подростке и юноше гордость за свой край, его историю, любовь к малой родине, ответственное отношение к ней, к стране. Кубановедение — это синтетический предмет: не только история, это и география, и природоведение, и литература, и искусство. Современный подход к преподаванию — научить человека не пересказывать заученное, а научить исследованию. Я часто на уроках выступаю как модератор, подсказываю, на каких сайтах и в каких источниках можно получить серьезную, научно подтвержденную информацию, учу отличать факты от мнений. — А что помогает сориентироваться вам самой? — Ну, во-первых, у взрослого человека все-таки есть навык отличать добро от зла. Во-вторых, введен историко-культурный стандарт в образовании. Мы начинаем с истории семьи, города, края. На близких примерах дети лучше понимают историю страны, проникаются величием своей родины. Школьник, особенно старшеклассник, должен уметь ответить себе на вопрос: «А где я в этой истории? Мой дед, мой прадед делали то-то и то-то. Они гордились бы мной сегодня или стыдились бы меня?» — Мы ведь знаем, что в недавней истории, и особенно больно эта трагедия прошлась по Кубани, прадеды оказывались по разные стороны баррикад, рубили друг друга шашками. До сих пор некоторые темы очень болезненны. — Да, Кубань выпила эту чашу сполна. Трагедия Белого движения, Исход, расказачивание. Я стараюсь представить ребятам разные точки зрения на этот период истории. Не бывает во всем однозначно правых и виноватых. К счастью, многие важные вещи остаются бесспорными для разных поколений. Родившаяся в народных глубинах потрясающая инициатива «Бессмертный полк» показала: общество сохранило базовые ценности, мужество, самоотверженность, любовь к Отечеству, уважение к прошлому — все это востребовано. Я вас, может быть, удивлю, но мировая политическая ситуация сыграла нам на руку. События на Украине вернули нас к вопросу, что нам, как народу, действительно важно, чего мы хотим и чего точно не хотим. Мы точно не хотим ревизии нашей истории, не хотим фашизма, не хотим жить под диктовку стран, объявивших свое глобальное лидерство. Небывалый всплеск патриотизма в России я связываю именно с этой ситуацией. — Героика наверняка есть и в учебниках по кубановедению. А город-герой в них как представлен? — Естественно, это прежде всего страницы Великой Отечественной войны. Но школьникам из других районов края будут интересны и другие эпизоды из истории Новороссийска, например, что здесь было в античную эпоху. Я когда-то с удивлением узнала о греческой колонии Бата. А из новороссийцев далеко не каждый знает, что на Кубани с февраля по октябрь 1917 года было не двоевластие, как в остальной стране, а троевластие — одно из правительств было казачьим. Отдельный разговор — многонациональность и богатство этнических культур Кубани. Наверное, сложно найти другой такой пестрый по этническому составу регион России. Знаете, это очень похоже на мою семью: в ней столько народов, что я умею приготовить и плов, и пахлаву. — Владлена Владиленовна, а какие конкурсные испытания вы прошли? — Вначале отбирали по эссе на тему «Я учитель» и по тому, у кого лучше сайт. С моим эссе и сайтом, который мне помог создать сотрудник нашего лицея Игорь Нечаев, zolotareva.mtl.ru, я вошла в десятку победителей первого этапа. А уже в Краснодаре требовалось дать открытый урок в незнакомом классе. Я выбрала 11 класс, поскольку в этой параллели серьезный обществоведческий блок, а я как раз тьютор и эксперт ЕГЭ по обществознанию. Кстати, новость для учеников и родителей: недавний съезд историков в Москве предложил ввести эссе по регионоведению и начислять за него дополнительные баллы к ЕГЭ, так что появилась еще одна причина увлечься этим предметом. А тему я взяла — «Духовная культура Кубани». — Интересно, а что вы написали в своем эссе? — Написала, что счастлива тем, что я учитель. И что поняла: детей, которых учишь, нужно любить. Всех до одного. Не за отлично выученный урок, не за хорошее поведение, а просто потому, что они твои ученики. Это как в семье — ни один ребенок не хуже другого. И вот если вы любите этих детей, вы получаете право быть ими услышанной. — Сколько минут в день у вас есть для себя? Уроки, педсоветы, отчеты, тетрадки. — Ну, я выбирала устный предмет, как раз чтобы было поменьше тетрадок, — улыбается Владлена Золотарева. — Но бумаг действительно много. Самоподготовка, план урока написать. Семейный ужин в субботу, когда рабочая неделя позади, пожалуй, единственное, что не подлежит отмене. При одном выходном радость уже встать в воскресенье не в шесть, а в восемь часов утра. Какие-то хлопоты по хозяйству — вот полдня и пролетело. Но учитель не имеет права быть уставшим, он должен быть всегда активен и интересен. Свои увлечения, а они у нас с мужем общие — горный туризм, скалолазание — я реализую в каникулы. Но я всегда уже в середине отпуска начинаю скучать по школе.

Марина РЫБКИНА.