Учредитель проектно-архитектурной компании «Точка сборки» Валерий Бочарников и его коллеги трудятся над реализацией идей, которые могут быть весьма полезными для нашего города.
— Валерий Семенович, насколько я знаю, благодаря вашей креативной команде Новороссийск каждый раз выглядел респектабельно на инвестиционных форумах в Сочи, куда вы неоднократно готовили в 3-D формате макет нашего города-героя. Также макет Новороссийска путешествовал в Канны, на выставку коммерческой недвижимости.
— Действительно, семь лет назад мы создали архитектурную мастерскую «Макеты и модели», за большие деньги приобрели 3-D принтер, на котором из мелкодисперсионного гипса и клея начали изготавливать точные копии зданий и промышленных зон нашего города. Кстати, на недавнем сочинском форуме панорамная экспозиция Новороссийска по размеру уступала лишь краснодарской. А наше оборудование — едва ли не единственное в Краснодарском крае. К сожалению, в связи с кризисом, отсутствием заказов и дороговизной использования импортных материалов деятельность мастерской «Макеты и модели» пришлось свернуть.
Сейчас мы создали творческую команду «Точка сборки» и выполняем проекты любой сложности, давая возможность заказчикам и потенциальным инвесторам увидеть будущий объект масштабно, объемно и, что немаловажно, в контексте уже существующей застройки. Для этого у нас есть гексакоптер — вертолет, который выполняет съемку с воздуха.
В свое время — и эту идею поддержал глава города Владимир Синяговский — мы собирались строить экспоцентр, где находился бы макет Новороссийска, в режиме реального времени экспозицию можно было бы обновлять. Скажем, появилось на карте города новое здание — оно оказалось и на макете.
— Понятно, что кризисные моменты вносят свои коррективы в планы предпринимателей. Насколько вы готовы к таким испытаниям?
— Конкуренция в архитектурно-строительном бизнесе сегодня просто колоссальная. Но какие бы времена ни были, мы не собираемся опускать планку, и тем более делать удешевление стоимости жилья в ущерб качеству. За выполнение некоторых так называемых залепушных проектов не беремся вообще. Это когда заказчик заведомо пытается нарушать какие-то нормы, а нам заявляет: «Вы нарисуйте, как я сказал, а все вопросы я потом порешаю».
— Вот из таких посылов и может родиться новый Трансвааль?
— Вполне возможно. Ведь сколько подобных случаев уже было. Заказчики экономят на экспертизах, архитектурном надзоре, а потом дома горят, стены трещинами покрываются.
Одна моя знакомая хотела купить квартиру за границей, так ей предоставили пухлую папку с документами, где о доме и квартире сказано все: из чего построен, какие материалы были использованы, приложены все сертификаты качества. А у нас нередко покупатель приобретает кота в мешке, а потом выясняется, что дети маются аллергией, или звукоизоляция не та, или запахи нехорошие по квартире витают.
— В свое время лицензирование в строительной отрасли отменили, и так называемый внутренний контроль осуществляют СРО — саморегулируемые организации. Такой подход улучшил ситуацию?
— Те, кто стремится обосноваться на рынке всерьез и надолго, работают на свою репутацию, не допускают промахов в работе, но, к сожалению, бывают и компании «на один день», которые объединяются в подобные СРО.
— Валерий Семенович, а правда, что тот, кто занимался бизнесом в «лихие девяностые», уже никаких потрясений не боится?
— Я бы вообще отдельно сказал о наших предпринимателях. Эти люди — герои. Так говорил еще несколько лет назад президент общественной организации «Опора России», в которой я состою, Сергей Николаевич Борисов. Подумайте только: люди рискуют своим имуществом, имуществом своих семей, пытаются начать собственное дело, предоставляют людям рабочие места, предлагают новые услуги, товары. И при этом им приходится в случае того же кризиса быстро переориентироваться. Такие риски дорогого стоят.
При этом каждый предприниматель должен быть хорошим руководителем, экономистом, юристом. Лично у меня три высших образования: одно — по специальности «Государственное муниципальное управление», вторая специальность — экономист в пищевой промышленности, третье образование — юридическое. Его я получил, когда надо было отстаивать интересы предпринимателей.
— Все дипломы вам пригодились?
— Пожалуй, пищевой промышленностью еще не занимался. Но в свете объявленных России санкций и стартовавших в связи с этим программ импортозамещения, думаю, и эти знания могут понадобиться.
— Валерий Семенович, вы профессионал, которому дано увидеть наш город масштабно и объемно, как вы считаете: каким образом будет развиваться Новороссийск? Ведь в свое время генпланом было предусмотрено слияние города со станицами Натухаевской и Раевской. Дальше, по сути, расти некуда.
— Места для строительства действительно не так много. Но я думаю, что город может вырасти вверх, за счет строительства второго уровня, где будут проложены дороги, развязки, уходящие прямиком на Геленджик, Анапу. Считаю это очень перспективным направлением.
— Как я поняла, творческий коллектив организации «Точка сборки» полон идей и различных планов. Можете поделиться интересными наработками?
— Да, есть одна идея, над которой мы активно трудимся — это создание в Новороссийске участка горнолыжной трассы. Наши горы вполне к этому приспособлены. Не каждый отправится на Красную Поляну, а если создать здесь такие условия, людям будет очень удобно. Мы уже сейчас разрабатываем этот проект, хотим подготовить экономическое обоснование, и думаем, что инвесторам это будет крайне интересно. Возможно, что наш проект горно-туристического кластера будет представлен на одном из сочинских форумов.
Есть у нашей группы немало задумок на тему, как удешевить коммунальные услуги за счет использования альтернативных источников. Например, энергии ветра — в нашем городе дефицита в этом нет. Так же, как и недостатка солнечной энергии. Новороссийск может похвастаться большим количеством ярких дней в году — больше трехсот. Почему бы не использовать то, что дает сама природа? Мы планируем сначала испытать те же солнечные батареи у себя дома, а затем уже взяться за разработку такого проекта.
Еще одна перспективная идея — аэротакси. Когда-то из Новороссийска в Краснодар за 20 минут летал кукурузник. Сейчас есть новые технологии — вертолеты, которые поднимаются ввысь за счет нагнетания воздуха специальным вентилятором. Такой транспорт — хорошая альтернатива наземному, эффективен в борьбе с пробками. Иногда мы с ребятами — а у нас в команде работают очень грамотные архитекторы — братья Киреевы — обсуждаем все эти проекты по нескольку суток.
В том числе прикидываем, как можно использовать альтернативные строительные материалы, ту же пластиковую арматуру, это могло бы намного удешевить строительство и сделать проекты более экологичными.
— Сколько длится ваш рабочий день?
— Порой до четырех — пяти часов утра. А поскольку город живет с 7, 8 часов утра, вставать приходится рано. Даже название — «Точка сборки» мы придумали во время таких вот ночных бдений за самоваром. Кстати, предложила так назвать компанию моя супруга.
— Как руководителю тяжело нести ответственность за свою команду?
— Тяжело. Г олова постоянно болит за то, чтобы обеспечить ребят работой, заказами. И, конечно, хочется видеть родной город красивым, цивилизованным, с организованной застройкой, домами, которые возвели по грамотным проектам, с «правильными» коммуникациями. А для этого надо смотреть на город объемно.
Виктория НИКОЛАЕНКО.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru