Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://novo-city.ru/news/1/57650/kuban-vybiraet-traditsionnye-tsennosti/

Кубань выбирает традиционные ценности

ЗХвТХаУ, 30 ЮЪвпСап 2014, [13:30], novorab.ru
Кубань выбирает традиционные ценности

Как уже сообщал «НР», в рамках государственной программы Краснодарского края «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан» на Кубани недавно прошли Кирилло-Мефодиевские и Сергиевские чтения. Подробности об этих событиях в отчете нашего корреспондента.

Ради сохранения русской души Ставшие уже традиционными общекубанские духовно-образовательные чтения стали проводиться в результате принятия краевой программы «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан», провозглашающей особую роль православия в истории России и необходимость признания задачи становления и развития духовности, нравственности, культуры и восстановления вековых традиций казачества в Краснодарском крае одной из приоритетных в развитии региона. Нас услышали и поддержали, и я хочу выразить огромную благодарность губернатору Кубани Александру Ткачеву, по распоряжению которого в школах были введены факультативы по основам православия. Сегодня на Кубани 90 процентов родителей выбирают православный модуль основ религиозной культуры и светской этики. А наш православно-педагогический «Поезд творческих идей» дважды становился победителем грантового конкурса «Православная инициатива», – говорил в начале октября на Всекубанских Кирилло-Мефодиевских чтениях Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.
По словам Митрополита, у учителей кубановедения и основ православия особая миссия. Многие преподают свой предмет с верой в сердце, но оставляют работу из-за невысокой зарплаты. Поскольку от них сегодня зависит будущее края и страны, губернатор Александр Ткачев принял решение в ближайшее время повысить заработную плату учителям этих дисциплин.
А вот о чем шел разговор в Новороссийске на вторых Сергиевских духовно-образовательных чтениях «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». В этом году они были посвящены 1 000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира.
В мероприятии приняли участие представители духовенства Новороссийской епархии, преподаватели основ православной культуры общеобразовательных школ, учителя приходских воскресных школ, работники социальных приходских и муниципальных служб, военнослужащие и представители казачества.
– Мы осознаем, что тот выбор, который совершило Российское государство в лице святого равноапостольного князя Владимира более тысячи лет назад, и сегодня определяет наш путь, наши ценности, нашу великую культуру. В этом зале собрались педагоги, и это не случайно. Именно они являются трансляторами исторической памяти, духовно-нравственных ориентиров для подрастающих поколений, формируют у них картину мира, – говорилось в обращении Митрополита Екатеринодарского и Кубанского, главы Кубанской митрополии Исидора, зачитанном в начале заседания. Цитируя слова святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, он напомнил, что живем мы в русском мире, и его религиозное измерение является источником миролюбия наших людей. А охранение русского мира – это наша общая задача.
Цели поставлены В обращении Митрополита подчеркивалась важность усилий во имя того, чтобы дети Кубани выбрали любовь, а не ненависть, единство, а не вражду. Правящий архиерей Новороссийской епархии епископ Феогност, обратившись к аудитории, призвал беречь и развивать нашу богатую христианскую культуру.
Вице-губернатор Кубани Галина Золина напомнила о стоящих сегодня перед обществом задачах по осмыслению духовно-исторического наследия предков, сохранению традиционных культурных и нравственных ценностей, упрочению духовного единства населения региона.
– Главное – сохранить те истоки, тот корень, тот фундамент, на котором стоит великая Россия. Это наша вера, – обратилась к участникам чтений Галина Дмитриевна.
В рамках чтений были организованы пять секций: образовательная – «Духовно-нравственное воспитание детей в системе общеобразовательных школ», социальная – «Социальное служение Церкви в современном обществе», молодежная – «Церковь и взаимодействие с молодежными организациями», секция по работе с вооруженными силами и правоохранительными органами и секция по работе с казачеством.
Прозвучало много интересных докладов. Например, рассматривая вопрос о цивилизационном выборе князя Владимира, говорили о том, что он был не только политическим деятелем, но и духовным вождем. Личный выбор князя принять православное христианство стал для России историческим.
– К сожалению, в будние дни не часто увидишь казака в церкви, а жаль. Ведь православие испокон веков служило духовным стержнем казака. И формировать этот стержень нужно с раннего детства, – отметил председатель отдела по взаимодействию с казачеством, атаман Новороссийского районного казачьего общества полковник Юрий Постников.
Православие в школах Педагоги основ православной культуры поделились опытом в духовном воспитании подрастающего поколения. И в каждом выступлении подчеркивалась значимость духовного воспитания детей с дошкольного и младшего школьного возраста. Диакон Алексей Кульнев рассказал о своей работе духовного наставника Новороссийского казачьего кадетского корпуса.
– Очень важно, чтобы у кадетов появился духовный опыт. Мы периодически организуем экскурсии в храмы и соборы города. В корпусе есть три молитвенные комнаты, где кадеты могут помолиться, почитать духовную литературу. С недавнего времени 15 кадетов изъявили желание помогать в храме алтарниками. В самом корпусе мы также периодически проводим молебны. Особенно большим успехом у кадетов пользуются молебны перед экзаменами и аттестацией, – поделился отец Алексей.
По итогам секционного заседания было принято решение координировать планы мероприятий казачества и духовенства, ввести в казачьих обществах должность помощника атамана по духовно-просветительской работе.
Слово о педагогических грехах Настоящим откровением стало выступление доктора педагогических наук, заслуженного учителя Кубани, профессора Кубанского государственного университета, автора десятков публикаций по педагогике и психологии Андрея Остапенко. Он говорил о подмене целей, произошедшей в российском образовании, сравнив учителя с артиллеристом, который все время промахивается. По словам Остапенко, если в советское время педагоги стремились воспитать настоящего человека, всесторонне развитую личность и патриота, то сегодня целью стал ЕГЭ. В итоге совершается педагогический грех – псевдодоминанта.
Еще одна беда образовательной системы – наличие многих целей, которых педагогу нужно достичь одновременно: участие в различных программах и мероприятиях.
– В результате попадаем куда угодно, кроме того, куда бы надо нацелиться, – сказал докладчик. Третий вид педагогического греха – когда есть дети, педагог и сам образовательный процесс, но нет цели.
– Можно научить бегло читать, каллиграфически писать и считать столбиком с переходом через десятку, но дети будут бегло читать порнографические журналы и каллиграфически напишут на заборе слово из трех букв. Должна ли вас мучить совесть за то, что данные вами блестящие знания, умения и навыки ваши дети используют во зло себе и другим? – задавал педагогам вопрос Андрей Остапенко. – Кто ответит за то, что из школы выйдет компетентный подлец или знающий циник? Ведь уметь читать, писать и считать – это лишь средства, а не цель. Если происходит подмена и на место цели мы ставим средства – система образования из сферы служения превращается в сферу образовательных услуг.
И тогда, по словам Остапенко, педагоги становятся «пед-официантами, предоставляющими эти услуги», с соответствующим отношением к ним.
– Это и есть грех бесцельности, – заключил он и, перефразировав Станиславского, сказал, что плох тот учитель, который, выходя к доске, думает лишь о том, чтобы не забыть текст урока. А велик тот педагог, для которого и закон Ома является средством воспитания настоящего человека.
Но самый страшный педагогический грех, по словам докладчика, когда детей намеренно ведут не туда.
– Это фашизм, нацизм, вся мерзость, которая уже на пороге, – предостерег Остапенко.
Хорошо, что приверженность традициям на Кубани при всемерном содействии властей ставит заслон проявлению таких дефектов в воспитании, ложным ценностям и уродливым самовыражениям молодежи.
Татьяна СТАРОВЕРОВА.
• На Кубани при храмах работает около 250 воскресных школ. • В Новороссийской епархии открыта 41 воскресная школа, их посещают 1 100 детишек.