Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://novo-city.ru/news/1/55045/eryali-desyatki-unichtozhaya-tysyachi/

Теряли десятки, уничтожая тысячи

ІвЮаЭШЪ, 16 бХЭвпСап 2014, [17:25], novorab.ru
Теряли десятки, уничтожая тысячи
Городские историки и краеведы посвятили Новороссийску множество исследований и публикаций. Однако всегда интересно, когда о своем городе узнаешь из исторических трудов иногородних ученых. Некоторые из таких работ прозвучали на круглых столах и конференции, проведенных Новороссийским историческим музеем-заповедником.
Заведующая отделом истории Геленджикского историко-краеведческого музея Татьяна Зиновьева:
Прорваться в порт помог гамак из сетки
Важнейшей сухопутной коммуникацией являлось Новороссийско-Сухумское шоссе. Вдоль побережья, начиная от Новороссийска, было построено свыше 500 дотов и дзотов, установлено более 300 управляемых фугасов. А в 150-ти местах шоссе было подготовлено к разрушению.
Однако этими сооружениями воспользоваться не пришлось. Враг был остановлен на восточной окраине Новороссийска.
Важной победой в то время стал разгром 3-й румынской дивизии, которая поначалу сумела вклиниться в оборону советских войск на 6 километров. Но затем войска 47-й армии при поддержке артиллерии и авиации провели 25 сентября контратаку и уничтожили половину состава румынской дивизии, которая в результате была полностью деморализована и снята с фронта.
Важную роль в боях за Новороссийск сыграли военно-воздушные силы, базировавшиеся на аэродромах Геленджика. В период боевых действий на Кавказе с этих аэродромов взлетали в район Новороссийска около 70 летчиков, которые были затем удостоены звания Героев Советского Союза.
В годы войны курорт Геленджик стал городом-госпиталем. Сюда поступали раненые из Новороссийска, с Малой земли, а также из-под Севастополя, Одессы и Керчи. Первые три госпиталя были развернуты в Геленджике в конце 1941 года на базе домов отдыха и санаториев. Тогда на три эвакогоспиталя был всего один операционный хирург М. Андреев, которого за годы войны четыре раза райвоенкомат призывал в армию, но каждый раз возвращали в Геленджик по ходатайству местных властей.
Единственным стационарным был 47-й военно-морской госпиталь, образованный на базе Новороссийской больницы моряков. За период боев в Новороссийске госпиталь принял 15147 раненых, из них 2654 – только за февраль 1943 года. В 1944 году госпиталь был награжден орденом Красного Знамени.
Для обеспечения боевых операций на Малой земле на участке Туапсе-Геленджик была развернута перевалочная база, которую обслуживали 1800 человек – два рабочих батальона и одна рабочая рота.
Всего с 4 февраля по 9 сентября 1943 года на Малоземельский плацдарм был перевезен 78481 человек, 398 орудий, 174 миномета, 182 пулемета, 24 танка, 6429 тонн боеприпасов, 6202 тонны продовольствия. Вывезены с плацдарма было 32872 человека, из них 24440 раненых.
акануне штурма города в Геленджике был построен полигон, на котором отрабатывался прорыв боно-сетевого заграждения и стального троса, установленных между молами при входе в акваторию новороссийского порта.
Поначалу подрывники не могли придумать, как быстро и надежно повесить взрывчатку на этот непроходимый объект. Помог случай. Капитан 3-го ранга Ладыженский запутался в гамаке во время отдыха. Его и осенило, как подвесить взрывчатку при помощи сети.
Даже погода была на нашей стороне Главный специалист краснодарского ООО «Берегозащита» кандидат географических наук Юрий Артюхин:
Боевой опыт высадки десанта на побережье моря в суровых зимних условиях Цезарь Куников и его бойцы приобрели еще в 1941-1942 годах в акватории Таганрогского залива.
Из писем того периода Цезаря Куникова: «В чем секрет нашей стойкости? Видимо, в парадоксе, из-за нашей «пехотной неграмотности». Нам было все равно, идет на нас батальон, полк или дивизия. Мы теряли десятки – уничтожали тысячи».  
«Я пригляделся к гитлеровцам, они трусы и паникеры. В освобожденных станицах и хуторах нам не раз рассказывали, что, получив приказ о выступлении, многие солдаты плакали. Писали прощальные письма. А это ведь были отборные солдаты СС».
Высадка десанта Куникова проходила в сложных погодно-климатических условиях, во время сильного шторма из-за норд-оста. В условиях резкого возрастания скорости ветра, сопровождавшегося значительным понижением температуры воздуха, стволы немецких орудий испытывали температурные деформации.
Кроме того, в результате попадания снарядов в породы скального берега между мысом Любви и Станичкой в надземном слое воздуха возрастало содержание карбонатной пыли и через разломные структуры выделялся радон. Из-за этого ухудшались оптические свойства.
Заместитель директора Туапсинского историко-краеведческого музея им. Полетаева кандидат исторических наук Сергей Феоктистов:
Господство в воздухе перешло в наши руки
Перед советскими летчиками 236-й истребительной дивизии в апреле 1943 года была поставлена задача прикрытия с воздуха войск 18-й армии на плацдарме и сопровождения штурмовиков морской авиации в район Мысхако.
Немецкие воздушные «охотники» порой караулили советские самолеты при заходе на посадку на полосу геленджикского аэродрома.
Зная это, сержант Д. Тормахов не стал спешить сажать свой самолет. Уйдя в сторону гор и осмотрев небо, он обнаружил, что пара «мессеров» заходит в атаку на приземлявшийся истребитель. Советский пилот зашел в хвост паре Ме-109. Длинной очередью Дмитрий Тормахов сначала уничтожил один, а затем и другой самолет.
В течение всей войны сбить даже одного немецкого «охотника» считалось несомненным успехом, а тут сразу два! Командование по достоинству оценило мастерство молодого пилота и в тот же день представило его к ордену Отечественной войны 1-й степени.
В считаные дни Дмитрий Тормахов довел свой счет сбитых самолетов до девяти и стал в дивизии первым кандидатом  на присвоение звания Героя Советского Союза.
Начиная с 22 апреля 1943 года, накал воздушной борьбы начал заметно ослабевать, немецкая авиация резко снизила свою активность. Если 20 апреля отмечалось 1278 самолето-вылетов, то 22 апреля – 612, 23 апреля – 481, 24 апреля – 289. Советские ВВС добились тактического превосходства в небе над Новороссийском. Правда, свою роль в снижении боевой активности сыграло и ухудшение погоды. 22 апреля задул знаменитый новороссийский норд-ост.
Впрочем, сильный ветер, порывы которого достигали 20-25 метров в секунду, доставлял большие неприятности и советским летчикам. Из-за этого в один из дней при взлете с геленджикского аэропорта наши войска потеряли сразу  два Ла-15. Из-за сильного порыва ветра один самолет зацепился за верхушки деревьев, а другой врезался в горный склон. В воздух поднялись два огненных столба.
Военный совет Северо-Кавказского фронта отмечал в своем приказе: «Начиная с 20 апреля, в течение трех дней над участком десантной группы происходили непрерывные воздушные бои, в результате которых авиация противника, понеся исключительно большие потери, вынуждена была уйти с поля боя. Господство в воздухе перешло в наши руки. Этим определялась и дальнейшая наземная обстановка».
В ходе ожесточенного воздушного сражения в районе Новороссийска с 17 по 24 апреля было сбито 152 самолета противника. Собственные потери составили 108 самолетов.
Евгений ЛАПИН.