Новороссийские новости

Цветы на земле для сражавшихся в небе

БаХФР, 30 РЯаХЫп 2014, [12:58], novorab.ru
Цветы на земле для сражавшихся в небе

Вторая половина апреля 1943 года в военной истории города памятна жесточайшей схваткой противников в небе над Новороссийском.

Символом этих сражений стал памятник самолету ИЛ-2, один из немногих в городе, имеющих свою интересную историю.  
Кстати, именно день 19 апреля стал последним днем в жизни этого самолета и членов его экипажа.  
Сам самолет ИЛ-2 остался воздушным символом страны, он запущен в производство еще перед войной, в 1939 году. Таких самолетов штурмовой авиации было выпущено 36 тысяч, ИЛ-2 – самая «тиражируемая» машина за все годы мирового самолетостроения.  
В его удачной судьбе большую роль сыграл наш знаменитый земляк дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки (на фото). Именно он занимался испытаниями этой боевой машины.  
Современная история ставшего памятником самолета-штурмовика ИЛ-2 началась почти 40 лет назад, летом 1974 года. Тогда группа студентов Ворошиловградского машиностроительного института обнаружила в районе Сухой щели останки находившегося на дне советского штурмовика. В составе киногруппы «Поиск» они вели съемочные работы на Черном море.
Обнаруженный самолет находился на глубине 17-18 метров сравнительно недалеко от берега. Вскоре о находке стало известно в тогдашнем горкоме партии, а созданный штаб по подъему самолета возглавил секретарь горкома партии Владимир Клепиков.  
«Звонок от секретаря горкома застал меня на рабочем месте, – вспомнил начальник Новороссийской группы АСПТР Евгений Лаухин. – Клепиков попросил приступить к поднятию сбитого самолета. Правда, в горкоме, наверное, не представляли, какой объем работ предстоит выполнить, и требовали все завершить в течение месяца, к сентябрьским дням города. Однако аварийно-спасательные работы заняли гораздо больше времени.  
Мне пришлось заново устанавливать место нахождения самолета, зная только его район.  
Пока искали советский ИЛ-2, на глубине 40 метров обнаружили германский «Мессершмидт».  
Главной загвоздкой на первом этапе подъема оказалось, что на самолете находился неизрасходованный боезапас, пришлось вначале заниматься вопросами разминирования, так как производить подъем вместе с бомбами было очень опасно. К месту нахождения ИЛ-2 ходили не меньше 10 раз. К тому же поврежденной оказалась хвостовая часть самолета, сделанная из фанеры.  
Хорошо помню, что поднятый на поверхность самолет, пролежавший на дне более 30 лет, на воздухе довольно быстро окислился и поменял свою заводскую окраску буквально за 20 минут». Первое время самолет находился на мемориальном комплексе, откуда, спустя 9 месяцев, его отправили на судоремонтный завод.  
Данные самолета были обнаружены под крышкой аккумулятора, сообщает в своем исследовании, посвященном самолету, заведующая отделом истории Великой Отечественной войны Новороссийского исторического музея-заповедника Раиса Соколова.  
 В частности, удалось установить, что самолет относился ко 2-й авиаэскадрилье 8-го гвардейского штурмового авиаполка. Номер штурмовика – 2440 – сохранился на его винте. На посланный из Новороссийска запрос из Центрального военно-морского архива пришел официальный ответ.  
«Проверкой документов было установлено, что самолет ИЛ-2 № 2440… 19 апреля 1943 года после штурмовки войск противника северо-восточнее поселка Федотовка был сбит истребителем противника и упал в море. Экипаж самолета – пилот, гвардии майор Виктор Кузнецов, воздушный стрелок, гвардии старший краснофлотец Александр Решетинский – погибли».  
В работе по обезвреживанию самолета принял участие опытный сапер В. Давыденков. За подъемом следил и наш земляк Владимир Коккинаки. По его личной просьбе хвостовая часть самолета была поднята и законсервирована до полной реконструкции.  
Самолет попал на борт теплохода «Нахимовец», принимавшего участие в подводно-технических работах, и доставлен на пассажирский причал, где его перегрузили на специальный автоприцеп. За всей этой операцией наблюдала большая группа горожан и гостей города.  
Самолет стал экспонатом мемориальной экспозиции «Оружие и боевая техника периода Великой Отечественной войны» музея-заповедника.  
Затем началась кропотливая работа по поиску родственников погибшего экипажа. Первым пришло письмо от жены летчика Ольги Кузнецовой, сообщавшей, что страшное известие о гибели  мужа пришло в мае 1943 года. Однако в течение более чем трех десятилетий никто в семье не знал, где упал самолет, которым управлял Виктор Кузнецов. До боев за Новороссийск и за Малую землю летчик сражался в небе Севастополя и Керчи. Нашелся и свидетель того боя, в котором был сбит самолет. Из Баку приехал участник боев за Новороссийск полковник в отставке Иосиф Кирин.  
«Я хорошо знал Кузнецова, – вспоминал Иосиф Данилович. – Наши авиаполки базировались на одном аэродроме в Геленджике. На боевые задания часто вылетали вместе. В середине апреля фашистские войска предприняли яростные атаки на позиции наших войск на Малой земле. Наши полки были подняты по тревоге 19 апреля. В тот день до обеда успели совершить по шесть вылетов».  
Роковым для нашего ИЛа стал седьмой вылет, в ходе которого самолет вместе с экипажем упал в море.  
Однако история найденной военной машины на этом не закончилась. По данным работников музея, ИЛ-2 привлекал внимание всех, кто приходил на Малую землю.  
С течением времени самолет стал разрушаться, и был поднят  вопрос о восстановлении самолета, поддержанный в горкоме КПСС.  
Столь необычное задание взялись выполнить на судоремонтном заводе. При этом первоначально восстановленный экспонат планировалось хранить в закрытом помещении с искусственным климатом.  
Одних заклепок при восстановлении пришлось изготовить более 15 тысяч штук. В работе над воссозданием самолета приняли участие около двух сотен судоремонтников, которым помогали вагоноремонтники и сотрудники завода металлоизделий.  
Все работы были завершены к 35-летию освобождения города, в сентябре 1978 года. Но к тому времени приняли решение не возвращать самолет на былое место в мемориальной экспозиции.  
Руководство города нашло для него новое место – на пересечении улицы Героев-десантников и проспекта Ленина.  
На специальном постаменте самолет ИЛ-2 был установлен 29 марта 1980 года, а на следующий день был открыт как памятник. А вот вторая часть – установка колпака из оргстекла реализована не была.  
Каждый год к памятнику 19 апреля, 9 мая и 16 сентября приносят цветы. Это память о тех, кто сражался в годы войны в небе Кубани и Новороссийска.  
Евгений ЛАПИН.
обновляем рейтинг ...

Рейтинг: 0,0/5 (Голосов: 0)

В закладки Отправить другуПечать

3770 раз прочитано

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий либо авторизуйтесь на портале и получите доступ ко всем сервисам

ВАЖНЫЕ НОВОСТИ

горячие новости всех разделов
їЮЭХФХЫмЭШЪ, 26 ШоЫ 2010, [00:00]

Заказ билетов на Ново-Сити онлайн!

Теперь Вы можете заказать билеты на самолет и поезд онлайн ! Основное преимущество нашего сайта – мы продаем только электронные билеты. Оформление билетов происходит также только в электронной форме! Заказ жд билета через интернет...

НОВОСТИ ПОРТАЛА

наши новости и новинки сервисов
ІЮбЪаХбХЭмХ, 13 дХТ 2011, [00:00]
Портал Знакомств на Ново-Сити

Портал Знакомств на Ново-Сити

Ко дню всех влюбленных по результатам голосования на нашем портале совместно с сервисом «Мамба» мы запускаем новый проект «Знакомства на Ново-Сити».