Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://novo-city.ru/news/1/53234/abstraktsionizm-takoe-blyudo-chto-trebuet-dostoevskogo-na-garnir/

Абстракционизм – такое блюдо, что требует Достоевского на гарнир

ІвЮаЭШЪ, 29 РЯаХЫп 2014, [09:25], novorab.ru
Абстракционизм – такое блюдо, что требует Достоевского на гарнир
- Жизнь складывалась так, что одно время негде было жить, затем негде было работать. Лишь последние 15 лет, когда построил дом и мастерскую, смог сосредоточиться на творчестве.  
- Абстрактная живопись двигает искусство вперед?  
- Разумеется, ведь оно само является новым искусством. С одной стороны происходит отрицание старого искусства, а с другой - старое служит основой нового. Без философии в этом вопросе не обойтись.  
- Рядом с леонардовской «Джокондой» можно повесить какую-нибудь равноценную абстрактную картину?  
- Леонардо да Винчи - это гений человечества, который был не только художником, но и химиком, математиком, астрономом, изобретателем. Он много чего дал людям, но и оставил множество тайн. Для меня создание картин – это тоже способ окунуться в тайну. А на вопрос, какая картина достойна находиться рядом с «Джокондой», лучше всего бы ответил сам ее автор.  
- Однажды на одной городской выставке один из посетителей рассказал, как он бы нарисовал абстрактную картину. Для этого надо накапать на разные места валика красками разного цвета и несколько раз в горизонтальном и вертикальном направлениях провести по полотну. Все, картина готова! Остается лишь придумать название. А как работаете вы?  
- Тот человек по-своему прав – плоскость определяют как раз горизонтальные и вертикальные линии. Но реальное искусство – трехмерно. При этом задача абстрактного искусства – убрать с будущего полотна все наносное и иллюзорное, показать простоту окружающего мира. А раскрашивать валиком некую плоскостную поверхность – это удел не художника, а маляра.  
- Вы за что-нибудь критикуете реализм?  
- Это против моих правил. Просто эту ступень в творчестве надо проходить как можно быстрее.  
- В советское время появлялись статьи о том, как обезьяна или слон, помахав кисточкой, создавали «шедевры». Это можно признать абстрактной живописью?  
- Я бы это назвал баловством. Есть люди, которые любят подобные пиар-шоу. Какое отношение к творчеству имеют обезьяны, если они сами по себе всего лишь рефлекторные существа?!  
- В Новороссийске картины с абстрактными сюжетами кто-то покупает?  
- Наверное, у нас в городе такие люди есть, но я их не знаю. Мои картины последнее время приобретали коллекционеры из Краснодара и Кабардинки.  
- Можно ли создать абстрактную картину, рассказывающую, скажем, о Малой земле?  
- Да, можно. У войны есть свои характерные особенности, которые можно использовать в абстрактном творчестве, отметающем второстепенное и держащемся на главных аспектах. Но с точки зрения творчества, мне это не очень интересно.  
- Можно себе представить, как будут выглядеть полотна, посвященные отношениям мужчины и женщины, дружбе русского и белоруса, помощи сильного слабому, знаменитым людям? Такие темы под силу абстрактному искусству?  
- Это чуждые элементы для абстрактного искусства. Абстракционизм близок к философии Востока, говорящей о едином. А эти понятия – единства и двойственности - разделяет бездна.  
- Чем может удивить среднестатистического посетителя выставки художник-абстракционист?  
- Оценить работу такого художника может, прежде всего, чувствительный человек. Если он лишен этого чувства, то для него все что развешано на стенах галереи – это белиберда. Первокласснику в школе нужно научиться хорошо писать буквы. А вот высшая математика ему в этом возрасте вовсе не нужна.  
- Как относятся государственные творческие организации к художникам, представляющим современное абстрактное искусство? Есть ли среди абстракционистов народные художники России?  
- Как правило, творческие организации возглавляют некие столоначальники с очень средним мышлением. Но они исполнительны и властолюбивы. Я очень часто сталкивался с такими людьми. С ними чувствуешь себя сиротой, который непонятно что делает в их кабинетах. Такое же отношение и к абстракционизму. Поэтому у нас, наверное, и нет обласканных властью абстракционистов. Сами художники искали себя совсем в других местах. Малевич и Кандинский – за границей, даже Репин (Илья Ефимович, вроде, реалист? – ред.) перебрался в Финляндию. Но как течение абстракционизм еще очень молод. Ему всего сотня лет. По существу, это новорожденный ребенок.  
- Творчество каких поэтов или писателей подходит под созданные вами картины?  
- Я сейчас не такой уж и читатель. Хотя в свое время прочел довольно много классической литературы – Гоголя, Достоевского, Пушкина, Маяковского. Мне как художнику наиболее интересен Достоевский. Сказанное им лучше всего дополняет любую из моих картин.  
Евгений ЛАПИН.