Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://novo-city.ru/news/1/53150/omantiki-s-bolshoi-dorogi/

Романтики с большой дороги

ІвЮаЭШЪ, 8 РЯаХЫп 2014, [12:12], novorab.ru
Романтики с большой дороги

В Новороссийске усилили контроль за рецидивистами, расширив штат сотрудников полиции отдела административного надзора. Как живется недавно освобожденным и их законопослушным соседям, посмотрела корреспондент «НР», отправившись с правоохранителями в ночной рейд.  

За ними глаз да глаз
В 22.00 мы садимся в служебную машину и отправляемся по домам недавно освободившихся из тюрьмы граждан, отсидевших за тяжкие и особо тяжкие преступления: убийства, изнасилования, разбои, грабежи и торговлю наркотиками. По словам начальника отдела административного надзора  УМВД России по г.Новороссийску майора полиции Ирины Пульной, отсидев за тяжкие преступления и освободившись, первое время человек не имеет права ночью разгуливать по улицам, покидать пределы населенного пункта, где проживает, участвовать в массовых мероприятиях.  
– На конец марта таких граждан на нашем учете – 117. В аналогичном периоде прошлого года было 80. Цифра меняется: кто-то снимается с учета, кто-то возвращается в места не столь отдаленные, совершив новое преступление. За годы работы в полиции с ранее осужденными я поняла – есть категория лиц, которые никогда не вернутся в места заключения. Их процентов 25. Недавно, например, освободился мужчина, пришел домой, жена и на порог не пустила. Его приютил друг, потом другой товарищ. Постоянно переезжая, он регулярно звонил нам, сообщал о смене места жительства, просил устроить его на работу. За таких, как он, я спокойна, – рассказывает Ирина Николаевна, пока мы едем по маршруту. – Еще 25 процентов вернутся в места заключения точно, это вопрос времени. Они прямо намеренно делают все, чтобы получить новый срок. Оставшиеся же 50 процентов ходят по краю пропасти. И наша задача их контролировать, следить за каждым шагом, хвалить, стыдить, трудоустраивать. Я с некоторыми поднадзорными общаюсь не реже, чем с членами собственной семьи, переживаю, если они что-то натворят.  
Не родись красивой
На улице Видова мы заходим в подъезд многоэтажки, где живет Нина. Нине около 40 лет, она жила с наркоманом, который умер от употребления дезоморфина – смеси кодеинсодержащих препаратов и бензина. Эту смесь друг Нины колол в вены, в итоге его тело начало гнить, умер он от гангрены, успев наградить Нину неизлечимым заболеванием. По словам полицейских, Нина тоже употребляла с другом дезоморфин, но когда его не стало, завязала. Здрасьте, – дверь нам открывает крашеная блондинка с бирюзово-синими глазами, которые еще лет десять назад могли бы свести с ума не только закоренелого наркомана.  
Мы проходим на кухню, на столе стоит ваза с яблоками и печеньем. У Нины аристократичная внешность, красивые черты лица, тонкие запястья, маникюр, педикюр и… перегар.  
– Пили, Нина Степановна? – строго спрашивают правоохранители.  
– Ну есть чуть-чуть, – хмыкает бывшая красавица и закуривает сигарету.  
– Наркотики больше не употребляете? – оглядывает кухню старший инспектор отдела административного надзора УМВД России по г.Новороссийску Артем Мальцев.  
– Откуда такие деньги, начальник? Они ж дорого стоят. А почему вы ко мне сегодня вечером пришли, я ж днем только в участок на отметку приходила? – выпускает дым колечками Нина.  
– А потому и пришли, чтоб не расслаблялись, – поясняет Артем Мальцев.  
Мы едем дальше, а Ирина Пульная поясняет: отметившись, многие думают, что их уже сегодня не проверят и пускаются во все тяжкие. Но старший инспектор Мальцев быстро таким неподдающимся «прикручивает гайки». Они его уважают, зная, что за проступки  мигом отправятся в изолятор временного содержания.  
– Мы даже как-то хотели провести эксперимент – объявить поднадзорным, что Артем Владимирович уехал в отпуск на три месяца, и посмотреть, кто из них первым «порвет гармонь». Но, конечно, делать этого не стали, это же провокация, – смеются участники группы.  
За путешествия – 15 суток
– Добрый вечер. Почему не пьян? Сегодня ж пятница! – обращаются полицейские к поднадзорному Сидорову, живущему в 13-м микрорайоне. – Или за голову взялся, а, Сидоров? - Взялся. Я на хорошую работу устроился, за «выхлоп» уволят, – потупив взор, отвечает парень лет 25, которого мы навестили в рамках рейда.
В другом подъезде этого же дома живет следующий подшефный – Никаноров. Идем к нему. Никаноров в отличие от Сидорова, похоже, на работу завтра не торопится.  
– Что отмечаете, Никаноров? – задает вопрос подшефному инспектор по надзору Константин Гричан.  
– Отмечаю! Я ж из тюрьмы раньше откинулся. А должен был сегодня. Вот, праздную, – поясняет Никаноров.  
– Вы смотрите, чтобы ваш праздник не перерос в новый срок, Никаноров, – предупреждают мужчину правоохранители, и мы едем дальше.  
В соседнем доме проживает Кузьмин, который отсидел за грабеж. Его полицейские между собой называют путешественником.  
– Какие новости, Кузьмин? – спрашивают у подопечного полицейские. – В путешествия не тянет больше?  
– Нет, я лучше дома посижу, – мужчина лет тридцати улыбается и опускает взгляд в пол.  
– Кузьмин обязан отмечаться в пункте полиции раз в семь дней. Недавно с ним был такой случай – он отметился в участке, в тот же день рванул в Крымск, хотя покидать пределы Новороссийска ему запрещено. В Крымске он принял на грудь, стал дебоширить. Отсидел там семь суток, вернулся в Новороссийск и успел отметиться у нас в участке в положенное время. И делает вид, что с ним ничего не произошло, – усмехается Ирина Пульная. – Но тут в единой информационной базе всплывает информация о его приключениях. За сокрытие этих данных на семь дней Кузьмин отправляется уже в Новороссийский спецприемник. Чтобы больше не путешествовал.  
Мы подошли из-за угла
Время заполночь. Мы отправляемся к последнему на сегодня из поднадзорных, которых собрались проверить полицейские. Мужчина, живущий на улице Советов, отсидел за грабеж. По его словам, больше он в тюрьму не вернется и давно бы снялся с надзора, но алкоголь, вернее, последствия злоупотребления им,  уже два раза продлевали срок его надзора полицией.
Мужчина расписывается в документе и захлопывает дверь. Мы спускаемся вниз, садимся в машину, но вдруг два инспектора полиции срываются с места и бросаются к припарковавшейся в темноте машине.  
– Здравствуйте, товарищ Малафеев. А что это мы в час ночи по городу катаемся, если в это время дома должны находиться? – спрашивают полицейские у парнишки лет 20, который, как выяснилось позднее, же успел отсидеть за разбой.  
– А я переезжаю, вещи перевожу, – находится задержанный.  
– И какие же ты вещи перевозишь в час ночи, Малафеев? Двух друзей и девушку? Вам, кстати, девушка, 18 лет уже исполнилось? – обращаются к перепуганной девчонке правоохранители.  
Девушка показывает паспорт, ей недавно исполнилось 18. Малафееву поясняют, завтра его ждут в участке для составления протокола и отправки на 15 суток в изолятор временного содержания.  
– Этот парнишка – из тех, кто тяготеет к тюремной романтике. Думаю, скоро он вновь отправится в места не столь отдаленные. Мы сделали выводы из его поведения, он не первый раз попадается, – поясняет Ирина Пульная. – Будем надеяться, временное задержание его на время охладит. Многим оно помогает, после него бывшие заключенные месяца два-три ведут себя без эксцессов.  
В практике Ирины Пульной был случай, который она никогда не забудет. Молодая женщина ходила на отметки, Ирина Николаевна беседовала с ней, направляла на нужный путь. Но дама не сходила с проторенной дорожки. Потом, будучи на сносях, попалась на мелкой краже – хотела украсть бутылку водки.  
– Как я ее ругала! – вспоминает Ирина Пульная. – Говорила, да что ж ты творишь, ты ж ребенка носишь! Надо было ее на 15 суток отправить в изолятор временного содержания. А как?
Она ж вот-вот родит. По закону для нее можно было сделать исключение. Как мы ее ни предостерегали, из-за беспорядочного образа жизни у женщины начались преждевременные роды. И она, и ребенок погибли.
677,2 тысячи человек на 1 января 2014 года содержались в российских тюрьмах, 1773 из которых отбывают пожизненный срок. По амнистии к 20-летию Конституции РФ из учреждений уголовно-исправительной системы  на 14 марта 2014 года освобождены 15987 человек. Из них 50 были осуждены за экономические преступления.  
 Лина ГРИЦЕНКО.