«Ежедневно, точно в полдень, постукивая палочкой, из подъезда дома выходит высокий, могучий пожилой мужчина и усаживается на скамейку. Моментально к нему слетается стая голубей, и начинается пиршество. Это пенсионер угощает птиц зерном. Детишки обязательно подходят к нему и рассказывают о своих успехах и неудачах, а он каждого награждает конфеткой. Все это многолетний систематический ритуал», – написал в письме в редакцию «НР» наш постоянный читатель Эдуард ЛАТЫШЕВ, пригласив познакомиться со своим удивительным соседом по двору.
Большой путь
Как и описано, между домами 76 и 78 по улице Энгельса расположен уютный дворик с детской площадкой. И действительно ровно в 12.00, минута в минуту, из подъезда вышел, опираясь на две палочки, пожилой мужчина. Неожиданно громко присвистнул, и на площадку у привычной, видимо, скамейки со всех сторон слетелись голуби. Человек присел и стал разбрасывать зерно.
Оказалось, мы давно знакомы. Илья Михайлович Задорожний – отец моей одноклассницы, а еще он возглавлял Новороссийский лесной порт, который в советские времена шефствовал над моей школой № 6. Но мы не виделись несколько десятков лет. Да и мало что знал я об этом скромном человеке. Жмем друг другу руки. И у меня на ладони оказываются две конфетки. Те самые, что припасены для детишек. Илья Михайлович по моей просьбе начинает неспешный рассказ о своем трудовом пути.
Приехал в Новороссийск 18-летний сельский паренек из Крымского района в 1950 году. Сначала работал приемщиком тары на лесоторговой базе. В 1958 году перешел в Новороссийский лесной порт, с которым связана вся дальнейшая судьба Ильи Задорожнего. Начинал простым докером. Через год стал бригадиром. Окончив лесотехнический техникум, в 1962 году стал бухгалтером. Еще через два года возглавил финансовую службу лесного порта. В 1966 году его избирают председателем профкома, а в 1970 году Илья Михайлович становится заместителем начальника предприятия.
До этого он окончил Ростовский институт народного хозяйства. А с 1982 по 1986 год работает в должности начальника лесного порта.
– В работе много было трудностей. Но мы их преодолевали. Однажды зимой из-за сильного норд-оста на станции скопилось около 140 вагонов с лесом. Рабочие сутками не уходили, пока все не разгрузили. Это был настоящий трудовой подвиг. Я описал этот эпизод в числе прочих в своей книге об истории лесного порта.
По совету врача
Разговор прерывает малышка, бодро шагающая к нашей лавочке. Привычно протягивает ладошку к доброму дедушке.
– О-о-о!
Кто это к нам идет! – восклицает Илья Михайлович и выкладывает на крохотную ладошку несколько конфеток. – А маме? Вот, возьми еще.
Знакомимся. Катюше через месяц будет аж целых два годика.
– Илья Михайлович, а вы что, уже покормили голубей? Жаль… Мы хлеба принесли для них, – разочарованно говорит мама малышки.
И он вновь пронзительно свистит. Голуби тут же слетаются к нашим ногам. Довольная Катюшка с помощью мамы крошит для них батон.
Наша беседа возобновляется. Спрашиваю, что означает этот ежедневный ритуал в полдень?
– Получил я заболевание суставов, и врач мне посоветовал дышать свежим воздухом и понемножку ходить. Вот так я шесть лет изо дня в день и выхожу во двор. Зимой скучно, не с кем поговорить, а надо хоть чуточку посидеть. Стал подкармливать голубей, даю им прожиточный минимум. Теперь даже не знаю, как мне от них отцепиться. Они уже привыкли к обеденной трапезе. И детишки знают, что получат от меня обязательное сладкое угощение. Я ведь человек системный. Если что-то начал делать, не брошу. И время обязательно буду соблюдать. Выработалось годами такое отношение ко всему.
Взгляд профессионала
В город, признается Илья Михайлович, редко доводится выбираться. Иногда дети на машине вывозят. Но разительные изменения к лучшему он не мог не заметить.
– Далеко и ходить не надо, – говорит. – Вот у нас дорога на улице Энгельса вся была в сплошных выбоинах столько лет. Пришел Синяговский, дорогу выровнял. Хозяйственный у нас мэр, многое привел в должный вид. Когда еду по проспекту Ленина, сердце радуется, насколько красивым становится город.
Почти сразу после выхода на пенсию Илья Михайлович вел в обществе «Знание» курсы, обучил тысячу человек малому бизнесу. Затем организовал аудиторскую компанию, где трудится экономистом младшая дочь Лариса. Старший сын Вадим работает по этой же специальности в портовых структурах. Внук Андрей тоже выбрал такую стезю. А внучка Александра учится в Питере. На кого?
Правильно, на бухгалтера!
– Это у нас семейное, – улыбается собеседник. – Ведь и мой отец тоже был бухгалтером.
Как признается Илья Михайлович, скучать ему некогда. Консультирует многие предприятия в городе. В том числе и те, которые занимаются благоустройством Новороссийска. Поэтому в курсе всех начинаний, успехов и просчетов муниципалитета.
– В целом я доволен тем, как развивается Новороссийск, – авторитетно заключает он.
Яркое воспоминание
Цитирую собеседнику отрывок из письма, приведшего меня на встречу с ним: «Если редакция газеты пожелает увидеть описанное мною глазами своего корреспондента, то последний будет награжден историческими фактами из жизни города».
– Самое памятное в жизни – что я был ответственным на нашем центральном стадионе «Труд», когда Брежнев вручал Новороссийску Золотую Звезду города-героя, – не задумываясь, начинает повествование Илья Михайлович. – В то время стадион был на балансе лесного порта, и меня как заместителя начальника назначили ответственным по хозяйственной линии. Организацию всего мероприятия возложили на нас с Колей Хворостянским, который был назначен от горкома и отвечал за идеологическую часть.
В мои обязанности входило обеспечить чистоту и порядок, оформление и освещение. Режиссер предстоявшего на стадионе действа говорит мне, что на главную гостевую трибуну необходимо установить 40 прожекторов. А трибуна-то была тогда деревянной. Нет, говорю, так не пойдет, товарищи. Вызвали инженера, просчитали – завалится трибуна от такого количества прожекторов.
А в канун торжества меня в одиннадцать вечера пригласили в КГБ и предложили оставить расписку, что все будет в порядке. Я, конечно, опешил, ведь не все зависело от меня. Но, видимо, нужен был на всякий случай козел отпущения. Ночью не спалось. И в четыре утра я пришел на стадион, а там целое подразделение саперов с миноискателями проверяет все трибуны.
О любимой газете
– «Новороссийский рабочий» я выписываю долгие годы, – говорит Илья Михайлович под конец нашей беседы.
Считаю, что газета держит руку на пульсе города. Но, думаю, надо больше внимания уделять проблемам ЖКХ. Там много серьезных вопросов, которые необходимо разъяснять людям, потому что мы сталкиваемся со сплошной безграмотностью населения в вопросах оплаты жилищно-коммунальных услуг, в налоговых вопросах. Большинство по-прежнему считает, что все это – колхозное
собрание.
Мы прощаемся с Ильей Задорожним. Рукопожатие у него крепкое, мужское. На выходе со двора оглядываюсь. Из подъезда вышла молодая мама, впереди нее бежит малыш – прямиком к лавочке, где Илья Михайлович уже готовит для него очередные конфетки.
Евгений РОЖАНСКИЙ.