Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://novo-city.ru/news/1/52727/zaschitnikam-tvoim-podvigu-tvoemu-novorossiisk/

Защитникам твоим, подвигу твоему, Новороссийск

БаХФР, 5 дХТаРЫп 2014, [11:40], novorab.ru
Защитникам твоим, подвигу твоему, Новороссийск

В 46-й раз в Новороссийске прошла Всероссийская патриотическая операция «Бескозырка», посвященная 71-й годовщине высадки легендарного десанта под командованием Героя Советского Союза майора Цезаря Куникова на Малую землю. Репортеры «НР» вместе с другими новороссийцами побывали на «Бескозырке-2014». Суровая погода напомнила потомкам о том, в каких условиях высаживался в ледяные волны Черного моря куниковский десант.  


1. От сердца города
Ритуал по традиции стартует на площади Героев. Будто с небес, звучит строгая и трагичная, священная музыка. Здесь, в самом сердце Новороссийска, где бьется и трепещет на ветру пламя Вечного огня, собрались ветераны Великой Победы, участники исторических событий на огненной земле, молодые воины, представители администрации и депутаты Думы города-героя, посланцы из многих уголков Кубани и России, молодые наследники ратной славы, юнармейцы Поста №1.
Спустя годы и десятилетия сыновья, внуки и правнуки склоняют головы перед памятью тех, кто навсегда шагнул в бессмертие.  
Крепко сжимают в руках офицеры два факела, зажженные от Вечного огня. Капитан 3 ранга Сергей Каштанов доставит факел к месту высадки куниковского десанта – к мемориальному комплексу на Малой земле, а гвардии полковник запаса, ветеран ВДВ Евгений Ханин – к месту высадки трагически погибшего основного десанта в районе поселка Южная Озерейка.  
2. Так все начиналось
Сколько раз автор этих строк писал для разных изданий про операцию «Бескозырка», но впервые именно 3 февраля 2014 года почувствовал свою личную сопричастность традиции родного города. Причастность журналиста, работающего в издании, где родилась сама идея этой патриотической акции.  
Впервые «Бескозырка» была проведена в теперь уже далеком 1968 году. Ее задумали, организовали и провели всего несколько ребят из юношеского объединения «Шхуна ровесников», созданного при редакции «Новороссийского рабочего» под руководством молодого журналиста нашей газеты  Константина Подымы.  
«Шхунатики» откликнулись на инициативу своего старшего товарища. Решили в 1 час 30 минут ночи 4 февраля – именно в то время, когда началась высадка десанта и на берегу завязался кровопролитный бой – зажечь факелы от Вечного огня и пронести их с матросской бескозыркой через весь город к месту высадки на Малой земле, где провести «палубный сбор» и опустить бескозырку в море.  
«Пройдет несколько лет, и нестройная цепочка первых участников операции сменится многолюдной колонной, следующей церемониальным порядком по широкому проспекту», – написал в одном из своих исследований новороссийский историк Сергей Новиков.  
3. Уроки мужества  
Третьего февраля этого года возглавили колонну военнослужащие Новороссийского гарнизона. Более 250 воинов и 10 единиц техники было задействовано в патриотической акции.
Впереди на бронетранспортере – факел, вечный огонь нашей памяти.  
Школьники и студенты, вливаясь в колонну, делают ее необозримой. В руках у каждого идущего – зажженная свеча. Зажигаются свечи в окнах домов вдоль всего маршрута. Море живых огоньков. Это сравнительно новая, но очень трогательная традиция, которая называется «Свеча в окне». Каждый огонек – это душа погибшего солдата.  
Людской поток движется от мемориального знака «Передний край обороны Малой земли» к мемориальному комплексу у места высадки куниковского десанта. В рядах колонны замечаю маму с сынишкой лет восьми. У него  ранец за плечами.  
– Мама, а ведь здесь был отвлекающий десант, – громко рассказывает мальчишка о том, что узнал сегодня в школе на уроке мужества. – Главный высадился в Южной Озерейке, но погиб…  
– Моя ты умница, все-то ты знаешь! – хвалит сынишку мама.  
– У основного десанта были плохие американские танки, которые так и не сумели выбраться из воды, и были подбиты немцами в нескольких метрах от берега, – продолжает делиться своими новыми знаниями малыш.  
– Разве американские? – усомнилась мама.  
– Да, нам так сегодня рассказывали. Можешь спросить у учительницы, если не веришь, – запальчиво отвечает школьник.  
4. Ценные свидетельства
Вливается колонна на опаленный металлом плацдарм, где спустя десятилетия все еще зияют провалы воронок и траншей. Становится очень холодно. Люди прикрываются руками от промозглого ветра с моря. Такой же была и та страшная ночь высадки десанта. Об одном малоизвестном факте той героической эпопеи поведала однажды автору этих строк ветеран войны Елена Валентиновна Казанская, служившая сестричкой в одном из госпиталей Геленджика.  
– В нашем терапевтическом отделении было много моряков с простудными заболеваниями. Пневмония, бронхит, ангина и грипп в расчет почти не принимались, хотя тоже доставляли немало хлопот. Проблемой номер один были урологические болезни. Особенно много моряков с почечными заболеваниями поступило из числа первых десантировавшихся на плацдарм у Станички, – вспоминала в свое время Елена Валентиновна, – Февральскими лютыми ночами морские пехотинцы прыгали с катеров прямо в студеную воду, тут же, выйдя на берег в мокрых бушлатах, окапывались в гальке, отстреливались, бросались в рукопашные схватки. Мокрые, они  сутками находились на морозе, им негде было обогреться, – со слезами на глазах вспоминала очевидица тех событий.  
Так что нам, не прошедшим сквозь огонь и воду, грех сетовать на морозную погоду. Ничего, померзнем!  
5. Реконструкция боя
Кульминацией акта памяти стал ритуал спуска в холодные морские волны венков, цветов и матросской бескозырки.  
Колонна упирается в берег моря в том самом месте, где выходила из пучин морская пехота. На большом пустыре, где шли они на врага, разворачивается историческая реконструкция того кровавого боя. Десантники бросаются в лобовую атаку на сполохи пулеметных очередей. Громовое «Ура!» разносит морозный ветер. Не переставая строчат автоматы, гремят взрывы гранат, в ночное небо взмывают красные ракеты. Силуэты десантников, очерченные снегом, приближаются к вражеским укреплениям. Так это было.  
В середине 90-х мне довелось взять интервью у одного из последних куниковцев, который не так давно ушел из жизни. Новороссиец Вагоршак Татосович Гичьян был в числе самых первых, кто вслед за легендарным командиром шагнул в бессмертие.  
– Я прыгал с борта  прямо в бушующее море у берега Новороссийска. По грудь в воде, держа автомат ППШ над головой, бреду к берегу под свист пуль. Вышли мы цепочкой. На берегу было минное заграждение и колючая проволока. Саперы сделали проходы, а «колючку» мы забросали бушлатами и через них перелезли. И – вперед, в атаку! В те минуты мы были не люди, а звери. Мы шли на верную смерть, но ничего не боялись. Вокруг адский пламень и грохот. А мы бежим и бежим вперед, сминая противника в землянках, окопах, дзотах. Нас была горстка, а фашистам, наверное, показалось, что на них надвигается армия, и они отступали в панике. Вот так это было в ту  памятную ночь…  
И вот 3 февраля 2014 года слова признательности защитникам Новороссийска произносит на торжественном митинге глава города-героя Владимир Синяговский. Ветеран-малоземелец Александр Александрович Москалец благодарит молодежь за память о подвиге отцов и дедов, призывая передавать ее из поколения в поколение. Минута молчания. Трепещут на ветру победные знамена.  
Евгений РОЖАНСКИЙ.