В 1941 году, уже после начала войны, в Новороссийске снимался художественный фильм, получивший в прокате название «Морской ястреб».
Снимать этот фильм, в котором рассказывалось о борьбе советского сторожевого корабля с некой вражеской подводной лодкой, режиссер Владимир Браун начал еще весной 1941 года на Одесской киностудии.
Работа над картиной была в самом разгаре, когда грянула Великая Отечественная война, после чего в сценарий пришлось внести изменения: неопознанная вражеская лодка, которая была закамуфлирована под мирное рыбацкое судно, стала уже немецкой.
С началом войны Одесса сразу попала в полосу военных действий, и было решено прекратить съемки. К тому же многие актеры, в том числе и исполнители главных ролей, изъявили желание отправиться на фронт. На продолжении съемок настоял контр-адмирал Гавриил Жуков, возглавлявший Военный совет Черноморского флота. Он был военным консультантом картины, которая после начала войны уже рассматривалась как лента о борьбе с фашистами. Поэтому командование Черноморского флота решило артистов не призывать: нужно было закончить съемки.
И работа над фильмом продолжилась, несмотря на то, что Одесса уже начала подвергаться бомбардировкам. После того, как обстановка ухудшилась и защитники города сражались фактически в окружении, съемочная группа для завершения работы была перебазирована в Новороссийск.
В нашем городе артисты, занятые в картине, сформировали артистическую группу и выступали в госпиталях, на призывных пунктах, в воинских частях, в цехах заводов и фабрик.
Стоит отметить, что в фильме были задействованы известные артисты своего времени. Среди них Иван Переверзев, сыгравший роль капитан-лейтенанта советского судна «Чайка», Андрей Файт, в фильме — командир немецкой подводной лодки, Леонид Кмит, которого вся страна знала по роли адъютанта Петьки в фильме «Чапаев».
Однако после Одессы Новороссийск был не единственным местом, где проходили съемки «Морского ястреба». Из города у Цемесской бухты съемки переместились в Махачкалу, а завершились в Ташкенте.
Но именно в Новороссийске стала популярной песня из этого фильма. Ее исполнением завершали свое выступление артисты на концертах. Песня была мелодичная, легко запоминалась, ее содержание о многом говорило каждому моряку. После выхода фильма на экраны страны в январе 1942 года песню узнали и полюбили во всех уголках Союза.
Изначально музыку к кинокартине писал руководитель Львовского теа-джаза Генрих Варс, имевший большой опыт работы в польском кино. Но когда дело дошло до написания заглавной песни, он твердо отказался, мотивируя тем, что для создания популярной мелодии нужно быть гражданином СССР и хорошо знать запросы советских людей.
В конечном итоге песню для фильма написали композитор Юрий Милютин и молодой поэт Евгений Долматовский, которые раньше сотрудничали в работе над фильмом «Сердца четырех».
Закурим матросские трубки и выйдем из тесных кают.
Пусть волны доходят до рубки,
Но с ног они нас не собьют.
На этой дубовой скорлупке
Железные люди живут!
Отходит от берега «Ястреб морской»
И девушка машет рукой.
Мы дружбу скрутили канатом,
Гордимся мы дружбой такой!
Мы в море уходим, ребята,
Нам Родина машет рукой.
В фильме эту песню спел актер Чеслав Сушкевич, сыгравший роль матроса Карпенко.
Начиная со времен хрущевской оттепели, фильм «Морской ястреб» по какой-то причине был изъят из проката и постепенно забылся. А так как его заглавная песня не была записана на пластинку и не транслировалась по радио, она вскоре стерлась из памяти.
По свидетельству Леонида Брежнева, песня «Морской ястреб» была одной из самых любимых у малоземельцев. С конца 60-х годов она получила второе рождение, ее стали издавать в различных песенных сборниках, а саму песню исполнял впоследствии Иосиф Кобзон.
Евгений ЛАПИН.