С каждым днем продукты питания дорожают, а заработная плата, увы, у многих пропорционально не растет. Возможно ли сэкономить на еде, питаясь при этом правильно? Ответ на этот вопрос искала корреспондент «НР».
Трэнды-брэнды правят бал
Недавний поход корреспондента газеты по гипермаркетам показал, что хлеб, молоко, макароны, растительное масло и многие прочие продукты выросли в цене. Почему? Как пояснили продавцы супермаркетов, отразилось на стоимости продуктов питания подорожание бензина. Но, по моим наблюдениям, рост цен особенно коснулся тех продуктов, которые мы часто видим по телевизору в рекламных роликах. Не верите? Проверьте сами! А вот, к примеру, макароны «Шебекенские» как стоили 19 рублей за пачку, так и стоят. И все потому, что их производитель ни копейки не тратит на рекламу и продвижение своей продукции. Выходит, дело не в подорожавшем бензине?
— Большую часть себестоимости продуктов, продаваемых в гипер- и супермаркетах, составляют расходы на рекламу и разработку яркой, цепляющей взгляд упаковки. Например, гречка по 50 рублей и по 160 рублей за кило может совершенно не отличаться качественными составляющими. Покупатель, сам того не подозревая, переплачивает за красивую упаковку, — сообщила заместитель руководителя управления торговли и потребительского рынка Ирина Рублева. — Что касается разрекламированных брэндов, они, естественно, будут стоить дороже малоизвестных. Посудите сами, сколько производитель тратит на рекламные расходы! Поэтому главное правило экономии — не верьте рекламе, она делает продукт дороже. В некоторых случаях переплата за известность продуктового бренда доходит до 70 процентов!
С советом Ирины Петровны полностью согласились в Московском институте зерна, где для программы «Среда обитания», регулярно транслируемой по первому телевизионному каналу, недавно сделали анализ качества гречки от разных производителей. Кстати, самой дешевой оказалась гречка «Кубаночка» из Краснодарского края, самой дорогой — гречка от московского производителя за 165 рублей за упаковку весом в 800 граммов. Мусора во всех исследуемых образцах оказалось совершенно одинаковое количество! Эксперты выяснили — и гречка за 165 рублей, и гречка за 52 рубля соответствуют стандарту, но дешевая крупа «Кубаночка» по некоторым показателям оказалась даже лучше дорогой. К тому же дорогущая гречка в магазине насыпана в самый дешевый пакет, а крупа по вполне демократичной средней цене упакована почему-то в дорогущий сверток. Почему? Удобное расположение продукта на витрине тоже стоит денег. Но в магазине на одной полке могут вполне мирно соседствовать пакеты и с дорогой, и с дешевой гречкой.
Скидка скидке — рознь
Корреспондент «НР» не раз становилась свидетелем того, как покупатели использовали скидочные карты и существенно экономили на продуктах. Практически у любого супермаркета есть своя система скидок — так они привлекают новых клиентов и стимулируют постоянных. Но не все из них выгодные!
— По идее, покупатели могут хорошо сэкономить на продуктах — до 30-40 процентов. Но скидка скидке рознь. Где-то вы сможете купить колбасу и сок со скидкой 30 процентов, что выгодно. А где-то вам предложат фуа-гра за 1490 рублей вместо 1500 рублей, такое предложение сомнительно, — рассказала Ирина Рублева. — Особенно будьте осторожны с акциями, где вам навязывают собирать какие-то бонусы или баллы, например, сделай покупок на 15 тысяч рублей и получи сковородку, стоимость которой 250 рублей. Согласитесь, глупо. Но покупатель поздно понимает, что в качестве бонуса ему вручили дешевку, деньги уже потрачены. А сковородка может быть выброшена из-за ужасного качества на следующий же день.
По словам Ирины Петровны, чтобы действительно экономить на продуктах, надо уметь пользоваться скидками. А отслеживать их можно на официальных сайтах гипермаркетов торговых сетей. Но помните: со скидкой нередко продают товары с заканчивающимся сроком годности, поэтому перед покупкой внимательно смотрите на дату изготовления.
Берегись автомобиля. Дорогого
Сколько мы переплачиваем за бренд, обращая внимание на престижные модели — например, автомобилей? Ответить на этот вопрос постарался немецкий Центр автомобильных исследований Университета Дуйсбурга-Эссена.
Оказывается, больше всего платят за марку покупатели автомобилей BMW. По оценкам немецких экспертов «имиджевая» накрутка здесь составляет сразу 4325 евро на каждый автомобиль! У Audi этот показатель чуть скромнее — 4242 евро, а вот концерн Daimler «накручивает» только 3621 евро.
У производителей спортивных автомобилей плата за марку несравнимо выше. Так, Porsche получает с каждого проданного автомобиля вообще 16 826 евро.
Если же не рассматривать премиум-марки, то окажется, что в сегменте «народных» машин больше всего ценит свой бренд марка... Hyundai. Корейцы получают с каждого проданного автомобиля 1386 евро. Для сравнения, у Volkswagen этот показатель равен 916 евро, а в Toyota — 845 евро.
Советы экономным:
отправляясь за продуктами, составляйте конкретный список того, что необходимо купить;
покупайте продукты на неделю оптом в крупных гипрмаркетах или на рынках;
старайтесь как можно реже заглядывать в магазины пошаговой доступности, там продукты дороже;
не гнушайтесь домашних заготовок;
готовьте дома то, что обычно покупаете в магазине: соусы, выпечку, напитки, мясные и рыбные нарезки и так далее;
покупайте крупы и макаронные изделия на развес, так намного выгоднее;
покупайте молоко и кефир в «пленке», за упаковку тетрапак переплата составляет до 30 рублей с литра продукта;
поощряйте местного производителя, его расходы на транспортировку — минимальны;
в магазине смотрите сначала на цену товара, потом на состав и только в последнюю очередь на упаковку.
Не дайте им испортиться
Экономить на продуктах означает, в первую очередь, не позволять им портиться. Вот несколько способов сохранить продукты свежими, не выбрасывая испортившиеся излишки:
Сыры храните в холодильной камере, предварительно завернув в фольгу.
Приобретая молоко в «пленке», а не в тетрапаках (так дешевле), переливайте его в стеклянную банку. В холодильнике под пластиковой крышкой оно так простоит намного дольше.
Перед тем, как положить в морозилку мясо, надо отделить мякоть от костей — в таком виде оно спокойно пролежит месяц-полтора.
Сосиски лучше хранить в морозильной камере, вынимая их оттуда ровно в таком количестве, сколько ваша семья готова съесть за один раз за обедом или ужином.
Не готовьте большими порциями, лучше раз в три дня варить свежее первое блюдо, чем через столько же дней его выбрасывать, так как оно испортилось от жары.
Аккуратно рассчитывайте покупку продуктов с небольшим сроком хранения — так вам ничего не придется выкидывать.
Будьте внимательны к овощам и фруктам. Если овощи или зелень подвяли, натрите их на терке или мелко порежьте и положите в морозилку — они пригодятся для приготовления разных блюд. Из фруктов сварите компот, или пустите их на начинку пирога.
Бананы, ананасы и дыню в холодильник класть нельзя — эти фрукты боятся холода и влаги. Бананы лучше подвесить под потолок в сухом месте. В хозяйственных магазинах даже продаются специальные держатели для бананов,
Научно-исследовательский институт проблем хранения продуктов питания России бился над проблемой хранения лука и чеснока несколько лет. Специалисты вынуждены были признать, что не придумано лучшего способа для сохранения лука и чеснока, чем капроновый чулок и темный сухой угол!
Лина ГРИЦЕНКО.