Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://novo-city.ru/news/1/50562/yeg-ubivaet-ne-tolko-znaniya-no-i-nravstvennost/

«ЕГЭ убивает не только знания, но и нравственность»

ІвЮаЭШЪ, 2 ШоЫп 2013, [12:00], novorab.ru
«ЕГЭ убивает не только знания, но и нравственность»
Споры вокруг Единого государственного экзамена, недовольство им в российском обществе с каждым годом усиливаются. Но, пожалуй, еще никогда сдачу ЕГЭ не сопровождало такое количество скандалов, как в этом году. Высказать свое авторитетное мнение по этому поводу мы попросили известного в Новороссийске и крае педагога, заслуженного учителя России Виктора Пахомова.
- Виктор Борисович, в этом году в стране произошло беспрецедентное явление, когда многие ученики шли на экзамены, зная и задания, и ответы на них. Это касается проведения и ЕГЭ, и ГИА, так называемых аббревиатурных экзаменов. Как такое могло произойти?
– Совершенно очевидно, что проблема – с утечкой информации. Но кто, вводя эти экзамены, рассчитывал на то, что такой утечки не будет? Она всегда была, просто не так массово, как в этом году. Вообще похоже на какую-то диверсию. Но этой диверсии стоило ожидать, она должна была произойти рано или поздно.
Как преподаватель русского языка я точно могу сказать, что девятиклассники были абсолютно знакомы с содержанием экзамена по моему предмету. Понятно, что в любом классе дети по-разному знают русский язык, но вдруг мой девятый класс весь разом написал ГИА на пятерки. Чудеса! Тройку получил только один ученик, возле которого постоянно находился наблюдатель.
То же самое и в 11-м классе. Мои бывшие ученики, многим из которых я без тени сомнения и сожаления ставил на уроках в девятом классе двойки, а в году едва-едва выставлял тройку, написали ЕГЭ на пятерки.
Кстати сказать, если учитель сегодня отваживается ставить ученику двойку, это может послужить формальным поводом для увольнения учителя.
К сожалению, новая система итоговой аттестации знаний провоцирует бесчестность. Вводя ЕГЭ, ставили благородную цель борьбы с коррупцией. Но наше государство давно часто само создает почву, на которой пышно расцветает коррупция. В качестве примера посмотрите на ЖКХ. Такая же ситуация повторилась и в образовании. Причем слом произошел за последние пару лет, когда организаторы экзаменов поняли, как можно обходить все установленные нормы и запреты.
– То есть хотели как лучше, а получилось как всегда…
– Коррупцию хотели победить на уровне поступления в вузы, где была, конечно, ужасная ситуация. И переместили эту борьбу на низовой, в общем-то, уровень, в школы. А в школе человек должен мыслить нравственно, эстетически и экономически. Именно в такой последовательности. Нравственное мышление предполагает честные поступки, эстетическое в своей основе имеет чувство прекрасного, несовместимое с пороками, с грязью. И лишь третьим по счету должно быть мышление экономическое – насколько это выгодно. А у нас с введением ЕГЭ мышление пошло в обратном направлении – от экономической выгоды. Образование превратилось в предоставление платных образовательных услуг. Учителя смекнули, что можно иметь хорошие деньги на репетиторстве. И пошло-поехало!
– Но это, скорее, не коррупция, а приработок.
– Нет, на самом деле это коррупция. Если человек дает дополнительные платные уроки в своем собственном классе, это значит, что он пользуется своим служебным положением. На мой взгляд, это, по меньшей мере, неэтично. Думаю, в каждой школе есть по нескольку таких учителей, которые на репетиторстве и платных уроках имеют о-о-очень большие деньги. Как правило, это либо завучи, либо классные руководители, либо авторитетные педагоги. И думают они сугубо экономически. Эта система и новых качественных учителей не дает, и старых испортила. Прежде в педагогической среде ценились сотрудничество, взаимовыручка, а теперь – победа в соперничестве, конкуренции.
Никто уже не уповает на честность ни учеников, ни учителей. Получается, за каждым нужно установить жесткий контроль. Во все кабинеты, где сдавался ЕГЭ, были установлены камеры видеонаблюдения, но и они не помогли. Ситуация сложилась такая, что буквально над каждым надо ставить надзирателя.
– Но ведь нарушений при проведении ЕГЭ, по крайней мере, в нашем городе не выявлено.
– С точки зрения организации на нашем городском уровне все было сделано четко, с соблюдением всех правил и требований. Здесь никого нельзя упрекнуть. Все, начиная от городского управления образования и заканчивая рядовыми педагогами, честно выполнили свои обязанности. Хотя учителей нещадно эксплуатируют в связи с этим ЕГЭ. Бесконечно проводятся с ними тренировочные занятия. И люди бесплатно, в свое свободное время, а зачастую и в методические дни, проверяют горы тестовых работ, готовясь к проведению экзаменов.
Но, несмотря на такой казус с утечкой информации о заданиях экзаменов, никто не признает, что система ЕГЭ зашла в тупик. Потому что гигантские деньги были вколочены в эту систему, за этим стоят экономические интересы, которые исчисляются десятками или, может быть, сотнями миллиардов рублей. Признать, что эти деньги были брошены на ветер, да еще при этом был нанесен очевидный вред образованию, – никто не решится. Поэтому, видимо, деньги теперь начнут вкладывать в секретность, чтобы больше не было утечек.
– Насколько я могу судить, после введения системы ЕГЭ педагоги стали не столько учить детей своему предмету, сколько готовить их к тестированию.
– Действительно, это элементарное натаскивание. Об этом все давно знают, но никто не хочет говорить. Но суть даже не в этом. Подготовка к ЕГЭ превратила учителей в каких-то грустных клоунов, потому что ученики выведены из-под контроля учителя. Есть старшеклассники, которые перестают посещать, к примеру, уроки русского языка, мотивируя это тем, что он занимается у репетитора подготовкой к тестированию. И учитель уже не может проконтролировать реальный уровень его подготовки, а также не может ему поставить плохую оценку за прогулы. В нашей 40-й школе серьезной проблемы с посещаемостью нет, но вот в Москве это стало раковой опухолью. Там старшеклассники вообще перестают ходить на уроки.
Кроме того, для лучшей подготовки к ЕГЭ детей стали разделять на гуманитарные и математические классы, а оставшихся определяют в так называемое «болото», от которого пытаются избавляться, чтобы не портили общий показатель школы по результатам Единого госэкзамена. Ведь это абсурд, когда итоги ЕГЭ являются показателем успешности директора, мэра и губернатора!
– Может, стоит вернуть старую систему сдачи выпускных экзаменов? Все-таки в ней было больше плюсов, чем минусов.
– Если сравнивать с ЕГЭ, то старая система сдачи экзаменов была лучше. Но по той же литературе, например, не писали сочинения самостоятельно, а скатывали со шпаргалок. Правда, сейчас литературу вообще низвели – дальше некуда. По-моему, это преступление против системы образования. Потому что для нашей отечественной системы образования всегда важна была литература. Это то, что делало бы наших детей нравственными, эстетически развитыми, умеющими мыслить. А новая система сдачи экзаменов просто скопирована с западных образцов, без учета менталитета нашего народа. Литературу нельзя сдавать по тестам, и сочинение не годится. Здесь нужно общение экзаменационной комиссии с учеником, который должен знать наизусть стихи, уметь хотя бы устно излагать свои мысли о прочитанном произведении.
– Какой же выход вы можете предложить?
– Пересмотреть сдачу ЕГЭ по некоторым предметам – это одно. Другой, наиболее важный, по моему мнению, шаг – ввести в определенных городах или регионах национальные центры тестирования. И комиссии в этих центрах должны быть действительно независимыми, вплоть до того, чтобы там, помимо педагогов, были представители спецслужб. Сдав выпускные экзамены, имея на руках аттестат зрелости, молодой человек проходит в этом центре тестирование по тем предметам, которые ему необходимы для поступления в выбранный вуз. Не всех абитуриентов скопом будут загонять на экзамены, а каждый сможет сдавать их в одиночестве, в удобный для себя день и час, но в рамках установленных сроков. То есть приемом абитуриента в вуз при этом занимались бы не преподаватели вузов, как это было прежде, и не школьные учителя, на которых взвалили эту обязанность с введением ЕГЭ, а независимые комиссии. 
Если же оставить все как есть, то катастрофическое падение уровня образования, а главное – падение нравственности, будет продолжаться. И мы потеряем еще не одно поколение. Ведь критерием оценки системы образования должны быть реальные достижения страны в науке, технике, экономике, культуре.
Евгений РОЖАНСКИЙ.