Линкор «Императрица Екатерина Великая», покоящийся на дне Цемесской бухты, возможно, превратят в подводный музей. Эта идея обсуждалась в ходе вручения первой национальной премии «Хрустальный компас», состоявшегося в Краснодаре. — По завершении экспедиции мы планируем создать мемориальный комплекс в память об уникальном боевом корабле и его героическом прошлом. Однако сегодня говорить об этом преждевременно, — подчеркнул «НР» председатель краснодарского регионального отделения Русского географического общества Иван Чайка. Исследования, которые в настоящее время проводятся у берегов Кабардинки, помогут восстановить забытые страницы истории российского кораблестроения. До конца 2013 года водолазы должны исследовать все отсеки, а главное — добраться до верхней палубы, которая сейчас глубоко погружена в слой ила и песка. Линкор покоится на дне вверх килем, что значительно усложняет работу экспедиции. Ученые называют его «капсулой времени». Чтобы проникнуть внутрь, водолазам сначала пришлось расчистить входы, но работы еще очень и очень много. — Для ускорения процесса расчистки внутренних отсеков мы закупили в Москве и за границей специальное глубоководное оборудование. В ближайшее время ждем его прибытия, — сообщил Иван Чайка. Поднимать на поверхность корабль не будут. Это хотели сделать в далекие 30-е годы, но тогда внутри прогремел взрыв, и треть линкора разрушилась. Удалось снять только палубные орудия, которые успешно применяли во время Великой Отечественной войны. Ученые намерены полностью обследовать корабль, найти и поднять на поверхность сохранившиеся документы и артефакты. Экспедиция про-длится три года и будет проходить в три этапа. Ее окончание намечено на 2015 год. Однако большую часть намеченных исследований ученые планируют завершить к 2014 году — к 100-летию со дня спуска линкора на воду. После окончания работ в свет выйдут фильм и книга. А местный музей пополнится новыми экспонатами.
— По завершении экспедиции мы планируем создать мемориальный комплекс в память об уникальном боевом корабле и его героическом прошлом. Однако сегодня говорить об этом преждевременно, — подчеркнул «НР» председатель краснодарского регионального отделения Русского географического общества Иван Чайка. Исследования, которые в настоящее время проводятся у берегов Кабардинки, помогут восстановить забытые страницы истории российского кораблестроения. До конца 2013 года водолазы должны исследовать все отсеки, а главное — добраться до верхней палубы, которая сейчас глубоко погружена в слой ила и песка. Линкор покоится на дне вверх килем, что значительно усложняет работу экспедиции. Ученые называют его «капсулой времени». Чтобы проникнуть внутрь, водолазам сначала пришлось расчистить входы, но работы еще очень и очень много. — Для ускорения процесса расчистки внутренних отсеков мы закупили в Москве и за границей специальное глубоководное оборудование. В ближайшее время ждем его прибытия, — сообщил Иван Чайка. Поднимать на поверхность корабль не будут. Это хотели сделать в далекие 30-е годы, но тогда внутри прогремел взрыв, и треть линкора разрушилась. Удалось снять только палубные орудия, которые успешно применяли во время Великой Отечественной войны. Ученые намерены полностью обследовать корабль, найти и поднять на поверхность сохранившиеся документы и артефакты. Экспедиция про-длится три года и будет проходить в три этапа. Ее окончание намечено на 2015 год. Однако большую часть намеченных исследований ученые планируют завершить к 2014 году — к 100-летию со дня спуска линкора на воду. После окончания работ в свет выйдут фильм и книга. А местный музей пополнится новыми экспонатами.
Игорь Захаров.