Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://novo-city.ru/news/1/48777/velikaya-krasota-i-esche-po-melochi/

Великая красота и еще по мелочи

ЗХвТХаУ, 23 ЬРп 2013, [14:39], www.lenta.ru
Великая красота и еще по мелочи

Каннский кинофестиваль стремительно набирает обороты: успеть посмотреть все уже невозможно. Местная погода тоже исправляется — после недели дождя из-за туч наконец-то вышло солнце. В конкурсе показали «За канделябрами» Стивена Содерберга, «Великую красоту» Паоло Соррентино, «Только Бог простит» Николаса Виндинга Рефна и «Григри» Махамата-Салеха Харуна. Вне конкурса — две замечательные документальные картины — «Соблазенные и покинутые» Джеймса Тобэка и «Выходные чемпиона» Фрэнка Саймона (а на самом деле и Романа Полански). Обо всем по порядку.

Новых Содерберга и Соррентино лучше всего смотреть на сдвоенном сеансе. Оба о физическом угасании, эфемерности человеских взаимоотношений и привязанностей, а также о красоте, которая по замыслу обоих авторов является единственным смыслом существования и оправданием присутствия человека на Земле. Оба рассказывают о стареющих мужчинах, время которых уходит прямо на глазах у зрителя. Оба при первом подходе кажутся грандиозными по своему замыслу и требует повторного просмотра.

«За канделябрами» (Behind the Candelabra) — это биография пианиста и шоумена Либераче (его играет Майкл Дуглас, из-за борьбы с раком долгое время в кино не снимавшийся). След, который Либераче оставил в истории американской музыкальной сцены 50-70-х годов, стерся уже до того, что ни одна голливудская студия не взялась финансировать кино (есть и неофициальная версия — материал оказался слишком провокативным даже для страны, создавшей «Горбатую гору»). Проект в результате подхватил кабельный канал HBO, и в кинотеатрах его, соответственно, не покажут. В центре сюжета — взаимоотношения Либераче со своим любовником (в неожиданном для себя амплуа выступил отец четырех дочек Мэтт Дэймон). Для Содерберга это кино стало не только еще одним упражнением в воссоздании ушедшей эпохи, но и прощальным выходом — на пресс-конференции фильма режиссер еще раз подтвердил, что уходит из профессии.

Как «Всего 17» Франсуа Озона окрестили современной версией «Дневной красавицы» Луиса Бунуэля, так и другой фильм каннской программы, «Великая красота» (La grande bellezza), сразу был обречен на сравнения со «Сладкой жизнью» Федерико Фелинни. Режиссер Паоло Соррентино создает слепок современной светской жизни итальянской столицы, как полвека назад до него этот делал автор «8 с половиной». Только если герои Феллини находились в расцвете жизненных и творческих сил, то у Соррентино представители городской богемы — это люди пожилые, уже вышедшие в тираж, но еще этого до конца не осознающие. В роли главного героя, пожилого журналиста, написавшего 40 лет назад успешный, но оставшийся единственным роман — постоянный актер Соррентино Тони Сервилло. Днем герой спит, его жизнь проходит в ночное время суток: вечеринки, случайные связи с красивыми женщинами в возрасте, праздное блуждание по Риму, освещенному луной и бульварными фонарями — такому красивому, что не выдерживают глаза. Равновеличие формы и содержания позволяет предсказать фильму главный приз фестиваля.

А вот приз за лучшую режиссеру мог бы заслуженно уйти к создателю фильма «Григри» (Grigris), чадскому кинематографисту Махамату-Салеху Харуну, уже приезжавшему несколько лет назад в Канны с работой «Человек, который кричит». Правда, некоторые критики упрекают «Григри» в конъюктурности из-за сюжета: главный герой, в честь которого назван фильм — калека, пытающийся заниматься творчеством, современным танцем и фотографией, но вместо этого вынужденный связаться с местными контрабандистами, чтобы быстро заработать денег на дорогостоящую операцию своему отчиму. Однако моменты, эксплуатирующие чувства зрителя, Харун мастерски выводит за скобки повествования, сосредотачиваясь лишь на самом главном — на своем герое, влюбившемся в местную проститутку, с которой он в какой-то момент сбегает в другую деревню. Персонажи у Харуна и вправду удивительные — не в последнюю очередь, благодаря непрофессиональным актерам. Григри, например, изображает настоящий танцор с изувеченной ногой (именно он стал отправной точкой для всей истории). Что до его возлюбленной — это дебют восходящей топ-модели Анаис Монори. В общем, едва ли это кино останется без призов из рук Стивена Спилберга, у которого в фильмографии есть такие работы как «Амистад» и «Цветы лиловые полей».

Кадр из фильма «Только Бог простит»