Время действия — далекое будущее, место действия — Нибиру (тезка небесного тела, которое, как многим хотелось верить, должно было уничтожить Землю в конце 2012 года). Команда космического корабля «Энтерпрайз» во главе с капитаном Кирком (Крис Пайн) пытается предотвратить извержение вулкана, способное уничтожить всех дикарей, населяющих планету.
В рамках спасательной миссии вулканца Спока (Закари Куинто) опускают непосредственно в жерло вулкана — там он должен активировать некое устройство, которое заморозит бурлящую лаву. Вот только, чтобы вытащить самого Спока, придется показать «Энтерпрайз» аборигенам, что, понятное дело, является грубым нарушением Первой директивы Звездного флота.
Сам Спок спасаться не торопится — он практически лишен эмоций, и смерть его не страшит (либо он очень умело притворяется, что ему не страшно). Поэтому когда Кирк все-таки нарушает директиву и спасает вулканца, тот, конечно, благодарит капитана, но строго напоминает, что следовало бы работать по правилам. Впрочем, экипаж «Энтерпрайза» в скором времени сталкивается с гораздо более серьезными неприятностями, чем упрямство Спока. После возвращения корабля на землю таинственный злоумышленник Джон Харрисон (Бенедикт Камбербэтч) совершает налет на штаб-квартиру Звездного флота, а после телепортируется на населенную недружелюбными клингонами планету Кронос. Кирку и компании приходится отправиться вдогонку.
Пролог с вулканом и дикарями связан с основным сюжетом новой ленты Джей Джей Абрамса «Стартрек: Возмездие» довольно условно, зато он задает тон всему фильму. Красные леса Нибиру и возвышающийся над деревьями храм-пирамида выглядят сногсшибательно. Подъем «Энтерпрайза» из океана (под водой корабль прятался от туземцев) обставлен так, что дух захватывает. Фильм с первых же минут ошарашивает зрителей картинкой и не дает расслабиться до титров. Это можно сказать и о сюжете. Предыдущую серию «Звездного пути» (2009) тот же Абрамс поставил на основе сюжета, написанного теми же сценаристами (Роберто Орси, Алекс Куртцман), но фильм-предшественник хоть и начинался столь же интригующе, потом все-таки сбавлял обороты. Новая же лента набирает скорость и не останавливается до самого финала. Если уж ее в чем-то и обвинять, то в том, что экшена в ней слишком много.
Кроме того, конфликт Кирка и Спока, раскрытый в прологе, для сюжета «Возмездия» оказывается довольно важным, оборачиваясь мировоззренческим спором — о подходах к решению проблем и к жизни вообще. Спок предельно сдержан и предпочитает следовать правилам даже в самых критических ситуациях. Кирк, напротив, склонен к излишней эмоциональности и любит рисковать. В итоге, разумеется, выясняется, что у обоих подходов есть плюсы и минусы, и «Энтерпрайз» (да и вообще все человечество) можно спасти только в том случае, если Кирк и Спок объединят усилия. На пути к этому открытию зрителей ждет пара смешных диалогов, построенных на противоречиях персонажей.
Остальные члены команды «Энтерпрайза» не отстают от главных героев. Ухура (Зои Салдана) демонстрирует знание клингонского языка. Скотти (Саймон Пегг) напивается с инопланетянином-карликом, однако все равно умудряется тайно проникнуть на борт вражеского корабля. Медику Леонарду Маккою (Карл Урбан) приходится обезвреживать бомбы. Все эти второстепенные действующие лица появлялись и в фильме 2009 года; кроме того, сценаристы добавили нескольких новых персонажей, практически для каждого из них придумав по любопытному сюжетному ходу. И основной антагонист в исполнении Камбербэтча вышел крайне цельным — зрителям как минимум понятны его мотивы.
Когда Джей Джей Абрамс четыре года назад перезапустил «Стартрек», было понятно, что студия угадала с режиссером: лента 2009-го собрала в прокате более 385 миллионов долларов США. Впрочем, некоторые фанаты оригинального «Стартрека» (того, что стартовал на телеканале NBC еще в середине 1960-х) остались недовольны. По их мнению, с приходом Абрамса франшиза растеряла все свои особенные черты и превратилась в рядовой боевик в космосе. В чем-то они правы: в сериале 1960-х действительно было не слишком много экшена. Но давайте посмотрим правде в глаза: откуда в многосерийном телефильме с ограниченным бюджетом могли взяться эффектные батальные сцены и прочие спецэффекты? Если бы создатели оригинального «Стартрека» располагали теми ресурсами, что сейчас есть у Абрамса, сериал, наверное, получился бы совсем другим.
А если бы все современные боевики могли сравниться с новым «Стартреком» по зрелищности, изобретательности и юмору, в кино, пожалуй, стоило бы ходить значительно чаще.