Такой штраф грозит продавцу одной из торговых точек новороссийска за нарушение закона о запрете продажи алкоголя после 22 часов.
От нашего корреспондента в составе ночной рейдовой группы.
Мозговой штурм
Рейдовая бригада по проверке исполнения закона о ночном запрете торговли алкоголем, в состав которой входят работники городской администрации и сотрудник полиции, быстро занимает места в салоне автобуса. К ним присоединяюсь и я, корреспондент газеты.
Перед выездом, как перед боевым выходом, — обязательный мозговой штурм. Всезнающий водитель Ашот и старший рейдовой группы намечают маршрут, куда едем сегодня. Внезапность — залог успешного рейда. Для того чтобы ежедневно держать в тонусе ночную торговлю, важно, чтобы маршруты не повторялись. Недолгий обмен мнениями и мы проверяем центр. Здесь больше народу, больше магазинов, больше вероятность, что букве закона продавцы следуют не всегда. Предыдущий рейд по окраинам результата не дал.
— На окраинах свой постоянный контингент. Чужому там не продадут. Если только у тебя нет особого опознавательного знака — ловить нечего, — объясняет старший рейдовой группы.
Я обратил внимание и на новшество в тактике проверяющих. Еще три месяца назад в ночной рейд выходила лишь одна городская группа. Сейчас к ней добавилось пять районных групп, которые на неприметных «Газельках» объезжают только свой закрепленный участок. Охват постоянных клиентов увеличился значительно...
Контрольная закупка
Первый на очереди — большой продовольственный магазин. Останавливаемся за углом, чтобы особо не «светиться». Группа контрольной закупки — на выход. Через минуту звонок старшему. Все! — рыбка на крючке.
Вместе с сотрудником полиции заходим в магазин. Довольно многолюдно. Продавщица с испуганными глазами продолжает на автопилоте отпускать товар покупателям. У прилавка отоварившийся член рейдовой группы. В одной руке — бутылка пива (4% алкоголя), в другой — товарный чек.
— Произведена контрольная закупка! Почему нарушаем закон? — обращается к проштрафившейся продавщице сотрудник полиции.
— Простите, пожалуйста. Я больше не буду. Замоталась, не увидела времени, — буквально рыдает молоденькая продавщица Татьяна. — Дяденька, не наказывайте меня. У меня ребенку десять месяцев. Муж-алкаш бросил одну, без помощи. Денег не хватает даже на пропитание. Сегодня первый раз вышла в ночную смену. И вот — на тебе...
— Как же мне вас не наказать — столько свидетелей, камера вон, все зафиксировала, — словно оправдывается полицейский.
— Да камеры не работают. Для вида висят. Ну, пожалуйста, не наказывайте, будьте человеком, — продолжает давить на жалость девушка. — Ребенка отдала родителям, а сама кручусь как белка в колесе за десять тысяч.
— Будем оформлять протокол, — остается непреклонным сотрудник правоохранительных органов. — Свидетели, продавец, подойдите для составления объяснительных.
— И сколько мне грозит? — обреченно интересуется провинившаяся.
— Административный штраф до полутора тысяч рублей, — следует ответ.
— Господи, и так денег нет! Хоть в петлю лезь, — причитает продавщица.
Начинается долгая и нудная процедура оформления административного правонарушения.
Орлы летают кругами
Между тем дверь магазина не закрывается. Народ просто прет валом. Интересно наблюдать их реакцию. Кто-то, завидев полицейского, словно споткнувшись о невидимую преграду, резко поворачивает назад. Кто-то заходит и начинает с мечтательным видом бесцельно бродить по торговому залу.

— Орлы летают кругами, — кивает в их сторону старший рейдовой группы. — Ждут своего часа. Чтобы закон выполнялся, нужны более серьезные меры воздействия, — констатирует полицейский. — Вот если бы сделали штраф тысяч пятьдесят, да наказывали хозяина, а не продавца-стрелочника, тогда бы толк был.
Принимаю праздный вид и сливаюсь с толпой.
Возле соседнего прилавка, перекрытого от взоров проверяющих высокой заставленной товаром витриной, парень шепотом уговаривает другую продавщицу продать ему бутылочку коньяка.
— Ты что, с ума сошел? Не видишь, что ли, администрация работает! Зайди позже, — решительно отказывает она ему.
Кто ищет — тот всегда найдет
Выхожу подышать свежим воздухом на крыльцо магазина.
— Братан, что там — облом? Администрация отоваривается?
Оборачиваюсь, передо мной личность неопределенного возраста с большим сизым носом.
— Ага, они самые, — подыгрываю ему.
— Так что ты время теряешь? Погнали в ... (следует название магазина — авт.), а то пройдет звон, что округу шерстят, вообще нигде ничего не купишь.
— Ладно, ты ступай, а я друзей дождусь и тоже рвану, — напутствую в дорогу «собрата по несчастью».
Кстати, «братан» оказался прав — звон явно прошел и в ту ночь штрафовать оказалось больше некого.
Вместо эпилога
Каждый раз, участвуя в рейде по выявлению злачных мест ночного города, невольно сравниваю его со спортивной рыбалкой, когда рыбаку важен сам процесс, а не добыча.
Вопрос здесь не к сотрудникам администрации или полиции, отрабатывающим свой хлеб по полной программе, а к законодателям, которые создают очень нужные, но такие сырые законы.