Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://novo-city.ru/news/1/40440/podvodnye-kamni-ili-chto-meshaet-bolshoi-vode-probitsya-v-nash-gorod/

Подводные камни, или что мешает «Большой воде» пробиться в наш город

БаХФР, 20 дХТаРЫп 2013, [11:18], novorab.ru
Подводные камни, или что мешает «Большой воде» пробиться в наш город

На вопросы «Новороссийского рабочего» отвечает эксперт городской Общественной палаты по вопросам ЖКХ Виктор ПОРТЯНОЙ. — На внеочередном открытом заседании городской Думы 9 марта 2011 года губернатор Краснодарского края Александр Ткачев поставил задачу за два года обеспечить круглосуточным водоснабжением все население Новорос-сийска. Сворачивание деятельности нынешнего оператора новороссийского водоканала — ООО «Югводоканал-Новороссийск» — назначено на начало марта. Это что — случайное совпадение с контрольным сроком, поставленным губернатором, или желание погромче хлопнуть дверью? Как вы думаете, Виктор Петрович? — Постараюсь быть максимально объективным в своих оценках. Я участвовал в том заседании думы в марте 2011 года. И удивился, почему депутаты согласились с поставленными губернатором сроками. Решить проблему круглосуточной подачи воды всему населению города, с моей точки зрения, за такой короткий срок практически невозможно. Слишком много накопилось проблем в водопроводном хозяйстве. Кроме того, уже тогда была очевидна малоэффективная работа ООО «Югводоканал-Новороссийск». Этот частный оператор водоканала не вкладывал достаточных средств в воспроизводство основных фондов. Со временем все стареет. Трубопроводы, уличные сети надо менять. Сооружения, объекты, насосные стации, механическое оборудование, насосы надо менять. Реконструировать энергосистему и так далее. Однако, на мой взгляд, основной задачей коммерческого предприятия было не спасение и развитие хозяйства отрасли, а извлечение прибыли любым путем. При такой политике хозяйствующего субъекта не то что за 2 года — за 10 лет не решить поставленную губернатором задачу. А насчет «громкого хлопанья дверью»... Не знаю. Может, чтобы к контрольному сроку уйти от ответственности за провал задания, полученного от губернатора и муниципалитета, и потребовалось встать в позу отверженного достоинства? А, может, хотелось перекрыть эффект разорвавшейся бомбы от недавнего решения городской прокуратуры о возбуждении уголовного дела в отношении руководства «Югводоканал-Новороссийск» по признакам мошенничества? Газета много писала о сути претензий правоохранителей к этому предприятию и его менеджерам, повторяться не буду. — Вернусь к вашим словам о том, что «ЮВК-Новороссийск» занимался не столько развитием системы водоснабжения, сколько извлечением прибыли любым путем. Но о какой прибыли можно говорить, если руководители холдинга «Евразийский» заявили, что их «дочка» — ООО «Югводоканал-Новороссийск» — практически банкрот и они готовы продать это предприятие всего за один рубль? — А что им еще продавать, кроме своих долгов и проблем? В 2011 году была разорвана в общем-то универсальная производственно-технологическая цепочка: подъем-подача воды из источников — транспортировка ее по сетям — подача воды в городскую водопроводную сеть — ее реализация и получение конечного результата. Именно тогда было создано предприятие ООО «Югводосбыт». Сферой ответственности «ЮВК-Новороссийск» осталась подача воды потребителям. А к «Югводосбыту» отошел сбор с них денег. Получилась интересная схема. Собранные с населения деньги уходили зарегистрированному в Ростове «Югводоканалу» — головному предприятию нашего «ЮВК-Новороссийск». А сколько уже из Ростова переводилось обратно в Новороссийск денег на счета его филиала, остается только гадать. Такая схема, в принципе, могла позволить в любую минуту оставить «ЮВК-Новороссийск» без нужных средств и объявить его банкротом. — Судя по читательской почте, многим известно, что существует постановление Правительства РФ № 354. Оно содержит норму, что если перерыв в подаче воды суммарно превышает 8 часов в месяц, то в таком случае по законодательству за недолжное оказание услуг положено снижать размер оплаты. И вместо 35,54 руб. за один кубометр воды, к примеру, оплачивать только 9,52 при восьмичасовой подаче воды. Я не слышал, чтобы кто-то в городе получил такой перерасчет... — Впринципе, я не думаю, что «ЮВК-Новороссийск» против подобных перерасчетов, регламентированных постановлением российского правительства. Проблема в практике применения. Ведь заявки потребителей рассматриваются исключительно в индивидуальном порядке. Это как раз и является главным тормозом в применении постановления. Для того чтобы подать заявку на перерасчет, жильцу необходимо доказать факт перерыва в подаче воды, составляющий в сумме более 8 часов в течение месяца. Для освидетельствования перебоя приглашается комиссия в составе представителей жилищной инспекции управляющей компании, ресурсоснабжающей организации и администрации города, которая фиксирует факт отсутствия воды. Простому человеку организовать такую комиссионную проверку очень сложно, практически нереально. Выход я вижу в другом. Городская администрация прекрасно знает районы, где вода подается по графику. Для прокуратуры это тоже не секрет. Я думаю, что ни тем, ни другим не составит труда инициировать исковое заявление в суд от имени неопределенного количества потребителей. Тем самым побудить «ЮВК-Новороссийск» брать плату за фактическое предоставление услуг населению, а не за собственные просчеты и неумение наладить работу предприятия. Но здесь еще важно понимать, что снижение оплаты при длительных перерывах в подаче воды применимо только для потребителей, у которых отсутствуют приборы учета. Хотя, если уж быть объективным, стоит отметить, что водоканал и сам находится в позиции заложника создавшегося положения. Ведь по закону без оформления соответствующих договоров с управляющими компаниями он вообще не должен осуществлять подачу воды населению. И если у «ЮВК-Новороссийск» с ТСЖ проблем в основном нет, то от самой большой «Новороссийской управляющей компании» добиться работы по правилам пока не получается. Поэтому водоканалу приходится работать напрямую с населением, чего не должно быть в принципе. — Еще в прошлом году появились слухи о том, что в ООО «ЮВК-Новороссийск» идет подготовка к банкротству предприятия, к его ликвидации и созданию нового. И что, дескать, этим маневром можно обойти правительственные ограничения на рост тарифов... — Я не исключаю подобного хода событий. Действительно, при создании нового предприятия на месте старого чаще всего утверждается новый тариф, величина которого в полном соответствии с законом не ограничится никакими рамками. Он будет зависеть от совести и мастерства новых хозяев, которые обоснуют свои желания соответствующими выкладками. Так что в банкротстве прежнего и создании нового частного предприятия по водоснабжению города могут быть изначально заложены большие виды на сверхприбыль. Единственной препоной подобному развитию ситуации может стать передача предприятия в муниципальные руки. — Руководители холдинга «Евразийский» конкретной причиной ухода «ЮВК-Новороссийск» из города назвали то, что местные власти не согласились с выставленным предприятием новым тарифом в размере 54-56 руб-лей за кубометр воды. Обоснован ли рост тарифа на воду в полтора раза? При желании обосновать можно любую цифру. Однако тарифы утверждаются с учетом производственной программы, которую собирается реализовать поставщик ресурсов. И я рассуждаю так. Если коренных подвижек в деле улучшения водоснабжения Новороссийска не видно, значит, программа не реализована. Соответственно, в нее не инвестированы оговоренные средства. Из этого следует, что действительно надо пересматривать тариф. Только не в сторону увеличения, а в сторону уменьшения. — В читательской почте часто повторяется вопрос: какова сегодня судьба программы «Большая вода»? Работы по ней продолжаются или окончены? Что удалось сделать за прошедшие годы? — Программа работает. Деньги продолжают выделяться из федерального, краевого и городского бюджетов. Кто сколько дает — я точно не знаю, этот вопрос лучше переадресовать представителю городской администрации. Зато я в курсе того, как проект разрабатывался и начал выполняться. Разработки начались в 1992 году. Работы стартовали в 2002-м. На первоначальном этапе была выполнена одна из тяжелейших задач, связанная с зонированием и наладкой системы подачи воды. За 3 года городская сеть была разделена на 33 зоны. По сути, каждая такая зона стала самостоятельным водопроводным районом со своими индивидуальными параметрами. После этого началась крупномасштабная замена сетей. С 2002-го по 2005 год, т.е. до приватизации муниципального водоканала, на бюджетные средства ежегодно менялось 15-20 километров труб. Сейчас частными структурами подобная работа если и проводится, то в минимальных размерах. Благодаря зонированию и замене сетей муниципального водоканала обстановка с подачей воды улучшилась. Тогда же мы начали разбираться с параллельными сетями. В Новороссийске есть много улиц, по которым проходит не одна, а две и даже три водопроводные линии. Дублирующие сети не несут никакой нагрузки, забыты и заброшены в давние времена. Тем не менее, во многие до сих пор исправно поступает вода, здесь же она и бесследно теряется. За несколько лет из обнаруженных тогда 83 километров дублеров было ликвидировано 14. Занимается ли кто-то сейчас параллельными сетями — мне не известно. А благодаря введению в строй новых скважин Троицкого водовода с 2003 года в Новороссийск стало поступать в среднем 120-125 тысяч кубов воды в сутки. Это уже был прорыв к поставленной цели — круглосуточное водоснабжение всего города. — Кстати, о тарифах, которые очень интересуют читателей газеты. Свои запросы «ЮВК-Новороссийск» связывает с огромной цифрой потерь воды — почти 70%. Почему компания настаивает на том, что эти потери должно оплачивать население? — Потери и неучтенные расходы воды были, есть и будут всегда. От этого никуда не денешься. Во времена, когда водоканал был муниципальным предприятием, утечки были в пределах 42-43%. Народ нас ругал, стыдил, призывал к лучшей работе. При этом мало кто понимал, что это не чистые потери «в землю». Из них 26% — расходы воды на технологические нужды. К примеру, вода тратится на промывку фильтров на очистных сооружениях, проверку работы гидрантов в сети водопровода, охлаждение сальников в насосных станциях, плановые промывки резервуаров и сетей после дезинфекции и многое другое. Однако все технологические потери изначально учтены в тарифе. Сегодня величина потерь в сетях достигает 67%. Чтобы узнать, из чего она складывается, нужно брать калькуляцию затрат у «ЮВК-Новороссийск». Дадут ли ее частники — вот в чем вопрос. А желание переложить издержки производства на плечи потребителей вполне понятно — так делается, чтобы тем самым избавиться от затрат на их ликвидацию и повысить собственную прибыль. — Уголовное дело в отношении руководства ООО «Югводоканал-Новороссийск» прокуратура возбудила за 20-миллионный долг предприятия перед другим хозяйствующим субъектом — ООО «НЭСК». Еще 400 миллионов водоканал задолжал за воду Троицкому групповоду. В то же время водоканалу приходится быть вынужденным спонсором предприятий-неплательщиков и населения, которое задолжало ему порядка 100 миллионов рублей. Почему, по-вашему, «ЮВК-Новороссийск» не инициировал судебные разбирательства с должниками? — Мне это тоже не понятно. У «ЮВК-Новороссийск» имелся и имеется широкий набор мер воздействия в отношении должников. Начиная с отключения воды, блокировки канализации, передачи долгов коллекторам и заканчивая судебными разбирательствами. Однако ни о чем подобном в Новороссийске мне слышать не приходилось. По моему мнению, у руководства предприятия просто не было особого желания ввязываться в судебные тяжбы. Зато до последнего, возможно, существовала большая надежда, что городская администрация спасует перед угрозой их банкротства и увеличит тарифы, которые дадут возможность покрыть имеющиеся долги. — Нежелание требовать долги, раздел «ЮВК-Новороссийск» на две нежизнеспособные организации в 2011 году, выход из Единого расчетного центра в 2012 году, заявление о прекращении своей деятельности с 4 марта текущего года, выдвижение обвинений во всех своих неудачах в адрес администрации города... Не кажется ли вам, что все это звенья одной цепи, ведущей к намеренному банкротству предприятия? — Да, создается такое впечатление. Когда «Югводоканал» только заинтересовался Новороссийском, он прекрасно знал здешние условия работы и состояние хозяйства. Тогда он соглашался с таким раскладом и брал на себя вполне определенные обязательства по восстановлению производственной инфраструктуры. А сейчас вдруг выяснилось, что и условия не те, и тариф — плохой. Поэтому многие эксперты сходятся во мнении, что с самого начала это предприятие сознательно и умышленно шло к своему банкротству, не собиралось вкладывать средства в развитие. Как следствие — ежегодное и неуклонное ухудшение состояния городских сетей, рост потерь и запросы на заоблачные тарифы. Однако ежегодный рост тарифов ограничен рамками, которые устанавливает Правительство РФ, а это 7-12 процентов — и не более. — Виктор Петрович, что сегодня нужно сделать, чтобы все-таки достичь этой цели? — Для обеспечения нормальной жизнедеятельности городу необходимо порядка 146 тысяч кубометров воды в сутки. Этот норматив был определен еще в 90-е годы и учитывал и рост населения, и расширение территории города, поэтому он не потерял своей актуальности и сегодня. А что делать для его достижения? В первую очередь улучшить техническое состояние Троицкого группового водовода как основного источника водоснабжения. Но пропускная способность ТГВ не может дать Новороссийску желанных 146 тысяч кубов. И вообще, делать ставку только на ТГВ нельзя. Один, даже самый распрекрасный источник — это мало. Авария на нем — и в городе засуха. Нужны альтернативные источники. Сегодня их два — это Пенайский водовод и Неберджаевское водохранилище, которые дают до 20 процентов общего баланса поступающей в город воды. Стратегическая ошибка была допущена на начальной стадии проектирования, когда Крайводоканал, рассматривая программу «Большая вода», задробил планы по реконструкции местных источников. С моей точки зрения, это поставило крест на всей программе. Эту ошибку надо исправить. Идет реконструкция Неберджая с целью увеличения объема водохранилища, но еще обязательно нужно обеспечить его надежную подпитку из естественного многоводного источника. На дожди надеяться сегодня нельзя. Это техническая сторона дела. А есть еще и организационно-правовая. Властям надо вернуть водоканал в муниципальные руки. Сделать его муниципальным предприятием, управляемым избранной народом и подотчетной народу властью. Тогда могут заработать открытые, понятные и надежные механизмы управления одним из важнейших предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность города, в Новороссийск откроется путь большой воде.

Биографическая справка Портяной Виктор Петрович родился в 1937 году. В 1965 году окончил Новороссийский филиал МИСИ, факультет «Городское строительство и хозяйство». С тех пор его деятельность неразрывно связана с системой водоснабжения и водоотведения. Работал на различных должностях в городском водоканале, в том числе главным инженером.
Беседовал Игорь ЗАХАРОВ.