Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://novo-city.ru/news/1/37478/kollektsioner-dushevnoi-krasoty/

Коллекционер душевной красоты

ІвЮаЭШЪ, 25 ФХЪРСап 2012, [12:13], novorab.ru
Коллекционер душевной красоты

Полтора десятилетия прожил в нашем городе один из известнейших исследователей русской поэзии Серебряного века Евгений Архиппов, о котором недавно мы вспоминали в связи с 130-й годовщиной со дня его рождения. Необычайно повезло Евгению Яковлевичу в жизни — он встречался, был знаком или же вел переписку со многими известнейшими людьми нашей страны, в том числе и с 1916 по 1931 год, в новороссийский период его жизни. Отец Архиппова был почтовым служащим, любителем и собирателем книг. В детстве Евгений перенес ряд серьезных болезней — скарлатину в тяжелой форме, от которой оглох, а затем и опаснейший тиф, угрожавший его жизни. В раннем возрасте он лишился матери, после чего несколько лет жил у бабушки во Владикавказе, где его одноклассником был Евгений Вахтангов. Немного позже, уже в Тифлисе, он учился в гимназии вместе с Павлом Флоренским. Довольно бурно протекали годы его обучения в Московском университете на историко-филологическом факультете. В 1902 году он ненадолго был посажен в Бутырскую тюрьму за участие в университетской сходке, на которой был провозглашен приговор великому князю Сергею Александровичу. Из-за этого он вплоть до 1913 года находился под надзором полиции. В годы учебы в университете Архиппов подрабатывал статистом в труппе Московского художественного театра. Здесь оказался благодаря своей красивой внешности, за что знакомые в шутку называли его Дорианом Яковлевичем. Работая статистом в театре, он знакомится с Антоном Чеховым и Максимом Горьким, крупнейшими писателями своего времени. В знак дружбы мэтры театральной Москвы Василий Качалов и Константин Станиславский подарили ему свои портреты с надписью «Дорогому Е.Я.Архиппову». В эти же годы он встречается с Константином Бальмонтом и Валерием Брюсовым. Своими любимыми учителями по университету он считал историка Василия Ключевского, философа и богослова Сергея Трубецкого, профессора Павла Виноградова. Смерть князя Трубецкого, первого выборного ректора университета, любимого профессора целого поколения московских студентов, потрясла Архиппова. Он откликнулся на нее проникновенным произведением «На гробовой покров князя Трубецкого, Демиурга моей души». После окончания университета он вновь оказывается во Владикавказе, где знакомится с Сергеем Кировым. Эта встреча во многом повлияла на мировоззрение Архиппова. Именно в этот период Евгений Архиппов начинает свою публицистическую и литературную деятельность. Выходят его исследовательские работы, посвященные творчеству Иннокентия Анненского, и сборник статей «Миртовый венец» с литературными портретами Льва Толстого, Алексея Апухтина, Евгения Баратынского, Константина Бальмонта, Афанасия Фета. В 1916 году Евгений Яковлевич переезжает в Новороссийск, где становится инспектором мужской гимназии. В 1920 году, после прихода в город Красной Армии, он — член комиссии по делам музеев и охране памятников старины и искусства Новороссийска, с сентября 1921 года — заведующий первой школой-девятилеткой, затем — заместитель заведующего Новороссийским педагогическим техникумом. В разные годы преподавал историю, обществоведение, русский язык и литературу. В 1918 году в Новороссийск приезжает Всеволод Мейерхольд. В своих заметках, относящихся к 1919 году, Архиппов передает некоторые мысли режиссера: «В Смутном времени он все искал мистической ауры вокруг имени Дмитрия Угличского. Помню, ему очень хотелось, чтобы хоть раз Дмитрий Царевич и Самозванец встретились в отроческих годах». Когда в 1920 году в Новороссийске состоялось открытие театральной студии при Первом советском театре, Мейерхольд пригласил Архиппова читать для студийцев лекции по истории античной трагедии. В начале 1929 года Архиппов в Новороссийске попадает под сокращение. Это были трудные времена, пишет в своем научном обзоре коллекции материалов Архиппова, имеющихся в фондах Новороссийского музея-заповедника, научный сотрудник Лариса Пусева. Кем-то был пущен слух, что он служил при дворе, после чего Архиппову долго пришлось доказывать обратное. Помогла ему в этом дружба с Максимилианом Волошиным, который написал об этом недоразумении Анатолию Луначарскому, коего знал лично. Резолюция комиссара народного просвещения была убедительна: «Прекратить безобразия относительно Е.Я. Архиппова». Вмешался в это дело и Федор Гладков, который знал Архиппова по Владикавказу, где занимался под его руководством в литературной группе. Жизнь в Новороссийске была довольно плодотворна. Здесь Евгений Яковлевич собрал библиографию известнейших отечественных поэтов — А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова, М.Волошина, В.Иванова. Многие из них ценили Архиппова как поэта. Однако его стихи так и остались неопубликованными. В начале 1920-х годов в Екатеринодаре оказалась Елизавета Дмитриева, по мужу — Васильева, больше известная в отечественной литературе по своему псевдониму Черубина де Габриак. Ее творческий дебют в конце первого десятилетия ХХ века был настолько ярким, что многие были уверены — речь идет о литературной мистификации. Интересно сравнить, насколько Архиппов был осведомлен о русских поэтах, чем, например, Илья Эренбург, который через много лет громогласно заявил, что никакой де Габриак не было, что это литературная фикция Максимилиана Волошина, который сам писал эти стихи. Узнав о приезде Черубины на Кубань, Архиппов написал ей письмо, положившее начало многолетним эпистолярным отношениям. «Мы в жизни с тобой друг друга не знаем, как призрак остался мне ты», — писала Черубина в одном из посвященных Архиппову стихотворений. Новороссийский адресат вызывал у нее полное доверие, она называла его «коллекционером душевной красоты». В 1926 году Черубина посвятила Архиппову «Исповедь», содержавшую описание ее отношений с Николаем Гумилевым. «Я только Вам могу рассказать правду о своем отношении к Гумилеву. Почему Вам, Евгений, не знаю. Думаю, что, может быть, из-за Ваших глаз. А Ваши глаза так много видели... При жизни моей обещайте „Исповедь“ никому не показывать, а после моей смерти — мне будет все равно», — писала Черубина, высылая рукопись. Архиппов тут же изготовил самодельную книжонку: «Черубина де Габриак. Исповедь. 1926». Через два года он собрал еще одну «книгу», сборник стихов Черубины, куда включил две собственные статьи о ее творчестве. Изготовление подобных машинописных книжек увлекало Архиппова на протяжении всей жизни. Одна из таких книжек, уникальный литературный раритет «Дымы лучей» с его лирическими стихами, хранится в Новороссийском историческом музее-заповеднике. В 1926 году началась переписка Архиппова с Волошиным. Через два года они встретились в Новороссийске, а в 1931 году Архиппов с супругой откликнулся на приглашение Волошина приехать в Коктебель. Сохранились воспоминания Архиппова о пребывании в «Доме поэта» у Волошиных — «Коктебельский дневник». В своем дневнике Волошин так писал о приезде четы Архипповых: «Они пробыли 18 дней. Евгений Яковлевич заболел, и это, к счастью, замедлило их отъезд. Он нисколько не обманул новороссийских впечатлений. Поражает деликатностью, вежливостью, интересом к стихам и поэтам. Было наслаждением показывать ему свои архивные сокровища и редкости». Ранее Волошин сделал дневниковую запись о жене Архиппова — Клавдии Лукьяновне: «В Новороссийске мне она показалась похожей на его дочь. Но это сходство оказалось только поверхностным. Она такая же робкая, неуверенная, деликатная, так же любит лирические стихи и разделяет страстно его литературные интересы и пристрастия». Евгений Архиппов стал близким по духу Волошину. Именно ему тот рассказал о своей дуэли с Гумилевым, о которой ходили различные слухи. Дуэль действительно была. Волошин оскорбил Гумилева. Гумилев на дуэли выстрелил вверх, хотя мог бы убить Волошина, так как был прекрасный стрелок. А сам Волошин очень боялся стрелять, так как впервые в жизни держал пистолет. В своих письмах, отправленных из Новороссийска, Архиппов не раз упоминал город Танезруфт. Такое название с гриновским фантазерством он присвоил Новороссийску. Хотя на самом деле Танезруфт — это песчано-каменистая пустыня в Сахаре, на юге Алжира. Считается, что это одно из самых безжизненных мест на Земле. Последние годы Архиппов проживал во Владикавказе, где ему удалось адаптироваться в общественной жизни, а за свою многолетнюю педагогическую деятельность был удостоен высшей награды страны — ордена Ленина.

Евгений ЛАПИН.
В подготовке публикации использованы материалы Новороссийского исторического музея-заповедника.