У публики, с нетерпением ожидающей главного объявленного шоу года под названием «Конец света», самыми популярными разговорами остаются байки про возможные природные катастрофы. Масла в огонь подлило землетрясение на Кубани. Хоть и несильное, оно впечатлило и напомнило о возможных угрозах. Все эти досужие разговоры со скепсисом слушают люди науки. Корреспондент «НР» пообщалась с некоторыми из них.
Корреспонденту «НР» попало в руки уникальное издание Южного научного центра РАН «Кубанский паводковый кризис. Климат, геоморфология, прогноз». Эту работу ученым из Ростова-на-Дону заказала администрация Кубани после наводнения в Крымске. Задачей ученых было научно обосновать, что причиной наводнения стал отнюдь не человеческий фактор, а климатические аномалии. Ученые доказали, что на изменение климата влияет в том числе и так называемая ось Воейкова, направленная в подбрюшье Европы и заодно на нас.
Что это такое и чем чревато? — эти вопросы я задала одному из авторов книги — заведующему отделом гидрологии и гидрохимии института аридных зон Южного научного центра РАН, кандидату географических наук Алексею Клещенкову.
— В конце XIX века климатолог Воейков, анализируя связь ветра с давлением, пришел к климатологическим выводам о развитии «большой оси Европейско-Азиатского материка», — рассказывает «НР» Алексей Владимирович. — Сибирский антициклон с отрогом, вытянутым на Европу, стали называть осью Воейкова. Эта климатическая ось возникает как «ветрораздел», отделяющий ветры с южной составляющей (к северу от оси) от ветров с северной составляющей (к югу от оси).
В последние десять лет западный отрог Азиатского антициклона — самый мощный из зимних климатических центров на земном шаре — стал для Южной Европы не редкостью, а закономерностью. Смещение не на северо-запад, а на юго-запад сибирского антициклона — сегодня реальная картина, с которой необходимо считаться. Суровая зима, как зима 2011-2012 годов, в последнее десятилетие в Восточной Европе наблюдалась уже второй раз!
Такой вот поворот оси непосредственно влияет и на климат на Черноморском побережье.
— Да, повторение Крымска возможно, — отвечает на мой главный вопрос ученый. — Контрастный режим погоды формируется в период смены внутривековых климатических циклов (11, 17, 30, 60 лет и т.д.). Экстремальные штормовые волны в Керченском проливе в ноябре 2007-го, сложная ледовая обстановка зимой 2011-2012 годов — все это следствия климатических изменений. В сложившейся в XXI веке климатической обстановке на юге России все западнокавказские реки попадают в зону угрозы подтоплений. Сильные ливневые облака могут непредсказуемо обрушить значительные объемы воды в верховья сразу нескольких горных рек, как это произошло летом 2012 года в реках на Западном Кавказе.
Корреспондента, конечно же, волновал еще один вопрос: влияет ли эта направленная на нас ось на движение земной коры. Минувшее землетрясение — уж не проделки ли этой самой оси?
— Ось Воейкова не имеет никакого отношения к недавно произошедшему землетрясению, — успокаивает меня Алексей Клещенков. — Как мы уже говорили, это, по сути, полоса повышенного давления, которая формируется процессами, протекающими в атмосфере. Землетрясение же было обусловлено процессами, протекающими в земной коре (такими, как разгрузка напряжений, вызванных тектоническими движениями).
Но что нужно предпринять человечеству, чтобы научиться прогнозировать подобные водные катастрофы? Ведь в Крымске погибло много ни в чем не повинных людей! Несмотря на то, что климат цикличен, периодичность не такая четкая, как у часового механизма, поэтому сделать прогноз погоды и климата на неделю, сезон, год при современном состоянии науки и техники очень сложно, уверен ученый. Нужны принципиально новые модели, учитывающие во взаимосвязи процессы на материках и в океане. Чтобы принимать верные решения в экстремальных ситуациях, избегать экологических катастроф, необходимо иметь гидрометеорологические прогнозы, охватывающие широкий спектр данных.
В таких условиях очень важной является задача создания и эффективного функционирования системы управления природными рисками, которая должна опираться на знания об окружающем нас мире.
— На самом деле вдоль Черноморского побережья проходит так называемый пояс землетрясений, — на мой вопрос про недавние земные потрясения отвечает кандидат геолого-минералогических наук, в недалеком прошлом заведующая лабораторией геолого-геофизических исследований Южного отделения Института океанологии РАН Лилия Есина. — Также вдоль всего побережья от Крыма до Сочи проходят так называемые перпендикулярные разломы — глубинные пересечения осадочной толщи пород, которые уходят в мантию Земли (они образовались очень давно, еще в палеозой). Есть и Новороссийский разлом, он проходит через бухту.
На поверхность земли, я обращаю ваше внимание, эти трещины не выходят! Притаманный разлом, например, находится на глубине 12 километров, а Прикрымский — на глубине 8 километров. Вот поэтому в Крымской зоне возможны землетрясения в 10 баллов. Наша же Восточная часть побережья подвержена землетрясениям, но гораздо более слабым. С конца XVIII века, когда историки стали фиксировать земные потрясения, в наших краях максимальное землетрясение отмечалось в 6-7 баллов. А уже в прошлом веке самое сильное было в 1966 году — магнитудой 6,5 балла.
Ученый отмечает, что Кавказские горы молодые, растущие, продолжают формироваться. За сто лет горы вырастают аж на ... два сантиметра! Конечно, человеческому глазу это не заметно. Землетрясения для региона — это нормальное явление. Они могут происходить по нескольку раз в год. Правда, такие слабые, что мы с вами их не ощущаем. К примеру, ровно через неделю после землетрясения с эпицентром в Анапе в 4 балла (что почувствовали и новороссийцы) произошло повторное — магнитудой 3,5 балла, но с эпицентром под Сочи в Дагомысе (его зафиксировал американский сайт). А вот сейсмостанция в Анапе это землетрясение даже не зафиксировала — слишком слабенькое.
Успокоил меня по части возможного катаклизма и главный научный сотрудник лаборатории экологии Института океанологии РАН (Геленджик) доктор географических наук, заслуженный деятель науки Кубани Николай Есин. Напомню, что команда Есина вместе с учеными из 30 стран мира семь лет отработала по программе ЮНЕСКО «Колебания уровня Черного моря и адаптация человека к изменениям климата». По сути, ученые просчитали наступление следующего — шестого — ледникового периода и поведение Мирового океана в связи с этим явлением.
— Конца света не будет — успокаивает ученый. — Нет для этого объективных данных! Да и до шестого ледникового периода осталось «недолго» — примерно 4 тысячи лет, с точностью до ста лет сказать не могу — наука пока не научилась это определять. Приходить ледниковый период будет очень медленно, настолько, что человек с продолжительностью жизни в сто лет не сможет заметить серьезных изменений климата.
Грубо говоря, сценарий будет такой: постепенно начнет увеличиваться масса ледников на Земном шаре, сократится лето. В местах нарастания этих ледников начнет происходить прогибание земной коры и ее деформация, в других местах она, наоборот, поднимется. Из-за изменений земной коры и ломки литосферных плит усилятся землетрясения (сейчас же из-за климатического оптимума количество землетрясений минимальное). Скорее всего, люди смогут заметить нарастание ледникового щита.
Слабо укладывается в голове, но за весь предыдущий ледниковый период среднегодовая температура опустилась всего-то на 5-6 градусов по Цельсию. Поэтому, по мнению ученого, глобальных температурных колебаний (в ближайшее время) точно не будет. Так что еще поживем!
Мария АНАНЬЕВА.