Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://novo-city.ru/news/1/35043/kreditorskie-zalozhniki/

Кредиторские заложники

їЮЭХФХЫмЭШЪ, 12 ЭЮпСап 2012, [12:42], novorab.ru
Кредиторские заложники
Новороссиец Сергей взял в кредит 400 тысяч рублей, заложив банку трехкомнатную квартиру. Платил исправно, пока не сократили на работе. Два месяца от него платежей в банк не поступало. Но найдя работу, он продолжил выплачивать кредит, пока к нему в дверь не постучался новый собственник его квартиры, заложенной банку.
В редакцию поступило тревожное сообщение от супруги Сергея Валентины Павловны – инвалида II группы. Та рассказывала, что банк выгоняет всю ее семью на улицу, продав заложенную по кредиту квартиру. Семья в буквальном смысле держит оборону в «трешке», которую уже продали новому собственнику за невероятно низкую цену – один миллион двести тысяч рублей!
Корреспондент отправилась на помощь читательнице и выяснила невероятные подробности этой истории.
– Кредит в 400 тысяч мы брали в 2007 году на лечение дочери, у нее были серьезные проблемы со здоровьем, – в слезах рассказывала Валентина Павловна, впустившая корреспондентов в квартиру. – Сначала менеджеры банка даже не сказали, что берут квартиру в залог. Пришли к нам, померили жилплощадь, а нам пояснили – так надо для сделки. Только при подписании кредитного договора выяснилось, что за 400 тысяч у нас берут в залог квартиру с рыночной стоимостью 3 миллиона рублей. А банк в договоре оценил наше жилье в 1,6 миллиона. В квартире на момент совершения сделки были прописаны шесть человек: мой супруг-заемщик, я – инвалид второй группы, дочь, на лечение которой мы брали деньги, еще два моих совершеннолетних ребенка и мама – ветеран Великой Отечественной войны Анастасия Федоровна Клинкова.
Пока женщина рассказывала, корреспондент изучала договор с банком, где нашла одну странную особенность:
– Вы говорили о бабушке-ветеране. В договоре с банком перечислены все прописанные, кроме нее...
– В том-то и дело! Как выяснилось позже в Приморском суде Новороссийска, работники банка получили неверную выписку из домоуправления, когда квартиру брали в залог. Нашу бабушку туда просто не вписали!
Далее дело развивалось следующим образом: за кредит люди ежемесячно платили по 22 тысячи рублей без просрочек и сбоев, пока заемщика не уволили с работы. Через два месяца, когда муж Валентины Павловны устроился на новое рабочее место, оплата возобновилась.
– Платим мы себе спокойно по кредиту, а нам вдруг приходит извещение. В нем сказано, что нас вызывают в краснодарский суд, где будет рассматриваться наше дело о выселении всей семьи. Видите ли, головной офис банка находится в Краснодаре, значит, и дело передано в суд там, – продолжает женщина. – Мы позвонили по указанным в повестке телефонам, объяснили, что приехать не можем, и попросили перенести суд, потому что продолжаем платить по кредиту. Проходит еще какое-то время, и мужа извещают – вашу заложенную квартиру банк продал! А через несколько дней к нам пришел мужчина и попросил с вещами на выход. Назвался он представителем нового владельца собственности. С тех пор мы никого не впускаем в квартиру. Сейчас, нам сказали, проводится расследование по чистоте сделки.
Рассказывая эту жуткую историю, инвалид II группы часто меняла носовые платки.
– Но самое страшное в этой истории то, что, услышав о выселении, умерла наша бабушка. У нее просто не выдержало сердце. Кредит мы платим до сих пор, основной долг уже погашен, теперь выплачиваем нескончаемые проценты, но на это тоже согласны. Как банк мог продать нашу трехкомнатную квартиру, тем более за миллион двести рублей?
Частично ответ на этот вопрос корреспондент получила от адвоката потерпевшей семьи.
– От продажи заложенной квартиры семье заемщика было перечислено 500 тысяч рублей. Кредит до начала судебного процесса они действительно платили и никогда от его уплаты не отказывались, что подтверждалось в суде, – сообщил адвокат Валентины Павловны, показав банковские платежные выписки. – Если заемщик временно не может платить по кредиту, существует процедура рефинансирования долга, рассрочка платежа, перекредитование, что особенно часто применялось во время недавнего финансового кризиса. Но то, что происходит сейчас – просто нонсенс! Насчет прописанных в этой квартире могу сказать одно – никто из них не давал согласия на залог жилья. Более того, выписка о количестве проживающих из домоуправления действительно содержала неверную информацию. В ней вообще не была указана проживающая в закладываемой квартире пожилая женщина – ветеран Великой Отечественной войны.
В результате Приморский суд г. Новороссийска признал кредитную сделку недействительной, но банк на данный момент обжалует решение суда.
От комментариев для газеты менеджеры и юристы банка отказались. За консультацией корреспондент обратилась к юристам других банков, не имеющих отношения к этой истории.
– Во-первых, согласно инструкции Центробанка, кредитор не имел права выставлять имущество на продажу, пока сумма невыплаченного заемщиком долга не превысит 5 процентов оценочной стоимости залогового имущества. Банк оценил квартиру в один миллион шестьсот тысяч рублей. Пять процентов от этой суммы – 80 тысяч рублей. А за два месяца неуплаты долг набежал лишь в 44 тысячи рублей. Ведь ежемесячный платеж по кредиту – 22 тысячи. Выставлять залог на продажу не имели права! Второе – залог может выставляться на продажу, когда после последней уплаты заемщика прошло как минимум 180 дней. Раньше это делать незаконно, – пояснила юрист одного банка, ознакомившись с кредитным договором Валентины Павловны.
– После двух неуплат банк обязан был прислать заемщику претензию, где была бы указана сумма задолженности и сроки, в течение которых ее надо погасить. Если подобная процедура не соблюдена, это нарушение Гражданско-процессуального кодекса, – считают юристы в другом банке.
Нашей читательнице пообещали помочь в НГОО «Центр защиты прав потребителей», куда она уже обратилась с документами. Если новое решение суда будет не в ее пользу, его вновь будут обжаловать уже сотрудники Центра.
Лина ГРИЦЕНКО.