Новороссийский кадет Николай Лузан мгновенно прославился на всю страну. Стоит набрать его фамилию в любой поисковой системе, как тут же появится множество ссылок. Двенадцатого сентября, когда президент России Владимир Путин посетил Краснодар, он пообщался и с воспитанником Новороссийского казачьего кадетского корпуса. О том, как это произошло, сообщают все СМИ и сам Николай – специально для «ДИ».
Как говорится в интернет-источниках, в тот день Владимир Путин вместе с сопровождавшими его министром обороны Анатолием Сердюковым, полномочным представителем президента в ЮФО Владимиром Устиновым и губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым направился в краевую администрацию, где провел расширенное заседание по патриотическому воспитанию молодежи.
Среди нескольких выступавших, взявших слово после Путина, были представители разных социальных групп и даже возрастов – народный артист России Евгений Герасимов и кадет Новороссийского казачьего корпуса Николай Лузан, координатор проекта «Молодой гвардии Единой России» Яна Лантратова и главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, олимпийский чемпион Мансур Исаев, режиссер-постановщик амурской «Детской филармонии» Светлана Шеломихина и командир учебной авиационной эскадрильи из Майкопа Роман Проценко.
– Вместе с нашим директором Андреем Борисовичем Лактюшкиным мы поехали в Краснодар, предварительно директору позвонили и пригласили на встречу, – рассказывает о памятном дне Николай Лузан.
– И вот так, ты без подготовки – и сразу с президентом общаться?
– Нет, со мной сначала разговаривали люди из управления делами президента РФ, ведь мы приехали в Краснодар утром, а встреча состоялась только вечером.
– Коля, о чем, если не секрет, ты общался с людьми из окружения Владимира Путина?
– Мне давали конкретные, очень дельные советы перед встречей. Например, сказали, что когда я буду называть свои имя и фамилию, то лучше сказать Николай Лузан, а не наоборот – Лузан Николай. Во втором случае буквы «н» при произношении сольются и на слух получится невнятно.
– А свою речь ты репетировал?
– Да, репетировал, но не читал ее по бумажке и не вспоминал каждое слово, просто сказал так, как в тот момент получилось.
– А теперь сообщи все по порядку: вот вы зашли в зал. И что дальше?
– Мне показали место, на которое я должен сесть. надо сказать, я еле протиснулся за стол, потому что позади меня стоял человек с видеокамерой. Я огляделся по сторонам и увидел людей, которых часто показывают по телевизору. Это были депутаты Государственной Думы, известные актеры, например, тот, что в «Девятой роте» играл Лютого, спортсмены и прочие знаменитости.
Тут к нам стали подходить официанты и предлагать чай, соки, другие напитки. На столах стояли фрукты, печенье.
– Ты что-нибудь попробовал?
– Нет, конечно! Мне неудобно было жевать в присутствии таких людей. Тем более, что президент должен был появиться с минуты на минуту. И как мы ни ждали, он появился все равно неожиданно. И почти сразу начал разговаривать с нами. Я, слушая президента, конечно, волновался, потому что знал: и мне дадут слово. Поэтому ждал, когда же назовут мою фамилию. Но случилось все по-другому. Владимир Путин сказал: «А сейчас я хочу дать слово Николаю Владимировичу». До меня не сразу дошло, что это я и есть.
– А директор тебя локтем в бок не подтолкнул?
– Нет, Андрей Борисович сидел на другом конце стола, довольно далеко от меня. Когда я увидел, что президент смотрит именно на меня, тогда и сообразил, к кому он обращается.
– О чем же ты рассказал?
– О своем родном корпусе, о том, как мы здесь учимся и взрослеем, как у нас каждый день начинается с гимна России и поднятия флага. Президент спросил у меня, сколько выпускников собирается поступать в военные училища. Я точно не знал, но сказал навскидку, что больше половины. В общем, так оно и есть. Рассказал и о себе немного, о том, что собираюсь поступать в Галицинское пограничное училище.
– Это заседание показали по телевизору. Тебе друзья, знакомые звонили?
– Некоторые знакомые до сих пор звонят. Те, кто прочитал в интернете, думают, что мой однофамилец с Путиным общался.
– Расскажи о себе.
– У нас большая семья, несколько лет назад мы с мамой и сестрой переехали из Краснодара в Гайдук. Однажды мама сказала мне, что я буду учиться в кадетском корпусе. Я тогда расстроился: у меня тут много друзей, а как будет на новом месте? Честно скажу, когда мы с мамой шли на прием к директору, я хотел, чтобы меня не взяли. Но тем не менее на вопросы Андрея Борисовича ответил правильно. И меня зачислили. Мама сказала тогда, что у меня будут друзья и здесь, и в Гайдуке. Так и получилось.
– Когда для тебя корпус стал родным?
– Мы поехали в Москву, на смотр-конкурс, и я впервые увидел Кремль, Воробьевы горы и еще много интересного. И тогда уже понял, столько мне дал мой корпус!
– После встречи с президентом ты стал смотреть на своих товарищей свысока?
– Нет, я не зазнался. Мне повезло, но это не значит, что я теперь хожу по корпусу и ни с кем не здороваюсь.
– Что ты умеешь делать по дому?
– Абсолютно все. Летом мы с дядей сами построили бабушке небольшой дом, она недавно переехала. У меня есть еще две маленькие сестренки, с ними тоже могу нянчиться.
– Сколько денег тебе нужно на карманные расходы?
– Много не требуется. В выходной день мне нужно рублей 100. На проезд в основном. И еще, чтобы девушку куда-то сводить, тут уже чуть больше потребуется.
– Ты в кадетском корпусе уже пять лет. Многое здесь изменилось?
– Да, у нас медпункт очень красивый, тренажерный зал на первом этаже, кубрики уютные, весь корпус изменился. А свой кубрик мы сами красили.
– Сейчас к вам пришли новенькие. Ты даешь им советы?
– Если вижу, что это нужно. Многие скучают по дому, по своим родным. А я говорю: это нормально, все мы через это проходили.
– Николай, почему ты считаешь, что занятия во всех школах надо начинать с поднятия флага и гимна России? Это было твое предложение президенту по патриотическому воспитанию молодежи.
– Это очень торжественно и красиво. Меня удивляет, когда мои ровесники слов гимна не знают. Взрослые люди!
Виктория НИКОЛАЕНКО.