Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://novo-city.ru/news/1/34714/v-selskom-kolodtse-yzashkalivaet-tablitsa-mendeleeva/

В сельском колодце «зашкаливает» таблица Менделеева

ІвЮаЭШЪ, 18 бХЭвпСап 2012, [14:52], novorab.ru
В сельском колодце «зашкаливает» таблица Менделеева

Новороссийские гигиенисты обеспокоены качеством питьевой воды в колодцах и скважинах в окрестностях Новороссийска – она не соответствует санитарным требованиям и вредит здоровью людей. Своими многолетними исследованиями питьевой воды, потребляемой горожанами и сельчанами, с редакцией «НР» поделилась специалист Новороссийского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» Лидия Цымбал.


Фото: Андрей ПРЕБЫШЕВСКИЙ.
– Лидия Ивановна, городскому населению больше повезло с качественной питьевой водой?
– Да, в городской водопровод поступает питьевая вода гарантированного качества. Она берется из подземных и поверхностных источников, исследуется по микробиологическим, паразитологическим, радиологическим и санитарно-химическим показателям в аккредитованной лаборатории. Но все же значительная часть людей из сектора индивидуальной застройки в Новороссийске, а особенно в пригороде, подвержены риску. Ведь для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд люди используют воду скважин, пробуренных на своих участках, а иногда и из старых колодцев. Вода зачастую не исследуется в лабораториях.
Обеспечив себя водой, люди экономят время и деньги на ее исследование. Многие даже не знают, что в нашем центре можно получить бесплатные рекомендации, как обезопасить себя от не всегда живительной влаги! И даже на приглашение домо-владельца в Центр гигиены и эпидемиологии частенько слышу такое суждение: «Мы пьем воду, и ничего не случилось, вода вкусная». Но если бы можно было только по вкусу и цвету определить в воде наличие микроорганизмов фекального загрязнения, яиц гельминтов! Невозможно. Как и превышение предельно допустимых концентраций химических элементов можно определить только лабораторным путем.
– И что показывают лабораторные исследования воды в колодцах и скважинах?
– Подчеркну, что в Центре гигиены и эпидемиологии хранятся многолетние исследования местной воды. Мы знаем о ней все каждый день.  Несоответствие качества воды подтверждается в Натухаевской и Раевской, в Борисовке, Цемдолине, Мысхако, в Южной Озерейке и Гайдуке. И знаете, в чем главная причина этой беды? Практически везде отсутствуют зоны санитарной охраны водоисточников.
Нет охранной зоны –  значит, невозможно выполнить и мероприятия по защите водоносного горизонта от загрязнения. Плотность застройки, особенно в городе, слишком велика! Люди сами себя лишают санитарной зоны строгого режима, а она должна быть в радиусе 50 метров  от водоисточников. Нередко можно увидеть  бегающих и испражняющихся в непосредственной близости от скважин и колодцев животных. А уж о выгребных ямах (в народе их называют неправильным термином – «септик») и говорить не приходится. Из экономии денег на вывоз нечистот «рачительные» домовладельцы оборудуют негерметичные, без бетонированного дна выгребные ямы. И сточные воды с испражнениями человека, после стирки, с бытовой химией свободно поступают в водоносные горизонты. Вода получает массированные загрязнения! Люди страдают различными заболеваниями, может быть, даже не задумываясь над тем, что плохая вода и является причиной нажитой болячки.
– А вы можете рассказать нашим читателям, какие химические примеси в воде особо опасны для нашего здоровья?
– Конечно. И именно с привязкой к населенным пунктам. Хочется, чтобы люди хоть немного задумались над тем, почему сейчас болеют и стар и млад.
Так, в воде из скважин и колодцев  Натухаевской и Раевской, а в последнее время в Цемдолине и Борисовке регистрируется превышение нитратов. Это результат чрезмерного подкармливания азотосодержащими удобрениями полей и огородов, расположенных вблизи водоисточника. А высокое содержание нитратов в крови вызывает заболевания системы кроветворения у маленьких детей и пожилых людей.
В районе  Гайдука, Мысхако, Прохоровки, Цемдолины в воде    обнаруживается превышение фторидов. Надо знать, что недостаточное содержание фтора в воде (для нашего климатического пояса норма – это 1,5 мг/л, а фактически  0,2, – 0,4мг/л) ведет к заболеванию зубов кариесом. Повышенное же его содержание приводит к появлению на зубах темных пятен, а также к деструктивным изменениям костей.
Много сероводорода  в питьевой воде в лабораториях зачастую находят в районе Мысхако и Цемдолины. Встречается в водах исследуемых источников как высокое, так  и низкое содержание растворимых форм кальция и магния. Учеными давно установлена зависимость  увеличения числа смертельных исходов от сердечно-сосудистых заболеваний при потреблении «мягких» вод. А гипертония, коронарная и ишемическая болезни сердца, инсульт приключаются  при употреблении вод с низким уровнем солей жесткости (солей магния). Развитие мочекаменной болезни происходит при высоком содержании солей жесткости (это соли кальция).
В скважинах и колодцах, соседствующих с реками, ручейками, находим и много  бора, он применяется в сложных строительных материалах, в моющих средствах. Его соединения попадают в воду из промышленных и коммунальных стоков, хорошо всасываются кишечником, а выводятся через почки очень медленно.  Длительное воздействие соединений с бором приводят к раздражению стенок желудка и кишечника. Исследования на животных выявили отрицательное влияние бора на их репродуктивную функцию.
Железо, присутствующее в земной коре в очень больших количествах, является незаменимым элементом питания человека. Но превышение содержания железа в питьевой воде препятствует синтезу  витамина D, вызывает  заболевание печени, способствует развитию аллергических реакций.
Присутствие сульфатов в источнике жизни оказывает влияние на понижение кислотности желудочного сока. И даже, казалось бы, полезное  серебро – оно применяется для сохранения качества и обеззараживания питьевой воды – в повышенных концентрациях дает снижение иммунитета.
– Получается, если люди не хотят соблюдать градостроительные нормы, они обречены болеть в своих красивых домах и квартирах? Или как-то можно защититься от избыточного присутствия в питьевой воде таблицы Менделеева?
– Да было бы желание! Когда мне говорят, что нет денег на покупку хорошего фильтра, я достаю клочок чистой марли, свернутой вчетверо, и демонстрирую, как можно соорудить «фильтр» для самых бедных. Марлей обвязывается кран с питьевой водой, таким образом можно уже освободить себя хотя бы от ежедневного потребления крупных примесей. А вообще в связи с частыми перерывами в подаче воды рекомендуется использовать фильтры для доочистки воды, которые устраняют повышенную мутность, железо и остаточный свободный хлор. С остаточным хлором надо бороться. По норме его должно быть от 0,3 до 0,5 миллиграмма на 1 литр воды, а в водопроводной воде свободного хлора содержится в 2-3 раза больше.
– А какая она – наша городская вода?
– По показателю жесткости питьевая вода городского водопровода относится к категории мягких вод и водам средней жесткости. Если же вы пользуетесь водой из скважины, то ее надо анализировать в индивидуальном порядке. Даже на одной  улице вода бывает разного качества. Чтобы быть здоровым, нужно знать, какого качества вода поступает в индивидуальные домовладения. Я обратила внимание на то, что о своем здоровье начинают заботиться зажиточные люди. Они строят красивые дома, бурят на участках скважину, чтобы быть с водой всегда, и находят время поинтересоваться составом добытой воды. И это правильно. Не так уж дорого обходится обустройство чистого домашнего водоисточника, если помнить, что дороже здоровья ничего на свете нет.
– Тогда подскажите нашим читателям, куда можно для начала позвонить, чтобы получить бесплатную консультацию?
– Всегда готова внимательно выслушать и помочь советом, подсказать нужные контакты по телефону санитарно-гигиенического отдела Центра гигиены и эпидемиологии: 60-23-39.
Ольга ОВЧАРЕНКО.