Новороссийский историк Александр Викторов является автором учебного пособия «История мореплавания», выпущенного редакционно-издательским отделом Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.
Карта Черного моря. 1559 г.
Одно из достоинств книги – содержащийся в ней уникальный архивный материал. Здесь есть доклады, рапорты, дневники и письма знаменитых мореплавателей, совершивших великие географические открытия и кругосветные путешествия, Христофора Колумба, Афанасия Никитина, Джеймса Кука, Михаила Ломоносова, Михаила Лазарева, Федора Ушакова, Петра Нахимова, Александра Колчака, Отто Шмидта и других.
С создателем пособия встретился корреспондент «Новороссийского рабочего».
– Чем известен Новороссийск в истории мореплавания?
– Упоминание о бухте, на берегу которой сегодня находится Новороссийск, есть еще в «Географии» древнегреческого географа и историка Страбона, написанной две тысячи лет тому назад, в первом веке нашей эры. Речь в ней идет о порте Бата и гавани при нем. Благодаря переселившимся еще до нашей эры грекам поселения тогда возникали в каждой удобной бухте Черноморского побережья.
Также стоит напомнить, что своим основанием Новороссийск во многом обязан мореплавателю с мировым именем – Михаилу Лазареву, одному из первооткрывателей Антарктиды.
Что касается событий 1918 года, связанных с затоплением в Цемесской бухте части Черноморского флота, то это была исключительно политическая акция, ничего не имеющая к истории мореплавания. С точки зрения традиционной морской науки, посещение Цемесской бухты таких легендарных парусников как «Седов», «Крузенштерн», «Паллада», «Товарищ» – более важное событие.
– Все ли открытия уже совершены на море или еще есть чему удивляться?
– Конечно, все основные географические открытия уже совершены. Но многие тайны хранит и само море. Ведь до сих пор точно неизвестно, где находится знаменитая Атлантида.
–?Кого можно назвать самым знаменитым мореплавателем?
– Первым в этом списке я бы назвал Пифия. Правда, насколько это легендарная личность, я до конца судить не могу. Это древний грек, который в античную эпоху совершил путешествие по морю к Британским островам. По тому времени это было большое событие, так как один выход за Геркулесовы столбы – нынешний Гибралтар – был уже подвигом.
После него можно дать длинный список известных фамилий – от Колумба и Магеллана до Хейердала и Сенкевича. Кстати, эксперименты Тура Хейердала были достаточно смелыми и даже рискованными.
– Все знают песню Владимира Высоцкого о том, что Кука съели аборигены. Это соответствует действительности?
– Нет, на самом деле все было не так, как рассказал известный бард. Легенда о том, что Кука съели аборигены, возникла после того, как он пообщался с представителями новозеландского племени маори. Европейцы, побывавшие здесь, отмечали у маори случаи каннибализма. Хотя даже тогда это было редким исключением.
На самом деле Джеймс Кук погиб на Гавайских островах. Случилось это во время возмущения аборигенов поведением английских колонизаторов. Кук пользовался авторитетом у местного населения.
Есть несколько версий того, что произошло с ним. Кук выступил на стороне англичан и был убит. Однако тело Кука было похоронено самым почетным для моряка способом – сброшено в воду.
– Какие интересные открытия связаны с Черным морем?
– Самым важным было, что из Черного моря можно через Босфорский пролив попасть в Средиземное море. Произошло это скорее всего в период великой колонизации в VI–VII веках до нашей эры.
Если остановиться на личностях, то можно назвать адмиралов Макарова и Лазарева, совершивших, соответственно, по два и три кругосветных путешествия.
Степан Макаров известен как океанограф, полярный исследователь и кораблестроитель. С его именем связывают создание первого ледокола, первого минного транспорта, первой проведенной торпедной атаки, созданием батометра – прибора для взятия проб воды на глубине.
– А что изучает история мореплавания?
– Развитие технических средств мореплавания, историю флота и историю географических открытий.
– Что парадоксального есть в этой науке?
– Самый классический пример – это открытие Колумбом и Веспуччи Америки. Ведь сначала считалось, что они открыли разные земли.
Другой парадокс с морским географическим открытием связан с именем Жан-Франсуа де Лаперуза. Он был введен в заблуждение постоянно уменьшающимися глубинами и решил, что Сахалин является полуостровом, соединенным с материком песчаным перешейком. Поэтому пальма первенства в открытии Татарского (от русского названия этих мест – Татария) пролива принадлежит адмиралу Невельскому.
Еще один пример связан с русской антарктической экспедицией начала XIX века. Острова, открытые нашими моряками, получили название в честь Отечественной войны 1812 года и дальнейшего похода русской армии в Европу – Бородино, Малоярославец, Березина, Лейпциг и т. д. Однако в дальнейшем побывавшие здесь значительно позже англичане дали свои названия. А так как англичане были лучшими мастерами по изготовлению карт, которые покупали у них морские ведомства большинства стран, то и названия укоренились тоже английские.
Материк Австралия переводится с латыни как «южный». В XVI веке это была самая южная земля, и считалось, что искать земли еще южнее было небезопасно.
– Что для вас самого стало открытием?
– Удивительным стало мастерство мореплавателей прошлого. Ведь им предстояло переплыть океан, о размерах которого они не имели никакого представления.
Или вот случай из XX века. В 1932 году ледокольный пароход «Сибиряков» в районе Берингова пролива в результате аварии потерял ход и не мог дальше двигаться. До этого им впервые был пройден за одну навигацию Северный морской путь. Капитан судна Владимир Воронин велел сшить из запасов брезента большой парус и на нем дошел до Петропавловска-Камчатского. Именем Воронина названы девять географических объектов в Арктике и Антарктиде.
– Сколько существуют морские суда, столько существуют и морские пираты, которые заявляют о себе и в XXI веке. А как боролись с пиратами в древности?
– Боролись очень жестоко. Никогда борцы с пиратами не шли на компромисс. Это во все века была настоящая война. Но в то же время были попытки использовать одних пиратов против других, как это сделал в I веке до нашей эры Гней Помпей. Его войско для борьбы с пиратами состояло из 120 тысяч пехоты, 5 тысяч всадников и 500 кораблей. Для уничтожения пиратства ему давалась власть над всем Средиземным морем на три года и всей береговой полосой на 75 км в глубину. Пиратов он разгромил, но вместе с тем оставшихся в живых пригласил к себе на службу. Лучше никто пиратов не истреблял!
Евгений ЛАПИН.