Целую неделю в акватории Цемесской бухты проходили парусные гонки самых престижных российских стартов – чемпионата страны по парусному спорту в олимпийских классах яхт.
По традиции состязательная часть чемпионата заканчивалась самой интересной гонкой за медалями, в которой принимали участие по 10 сильнейших экипажей в каждом из яхтенных классов. Именно она определила всех чемпионов и тех, кто прошел отбор в национальную сборную на будущий год.
Особенно интересной борьба была в классе «470», где оба лидера – питерский экипаж Максима и Михаила Шереметьевых и экипаж представителей Кубани Владимира Чауса и Дениса Грибанова – имели перед финальным стартом гонки одинаковое число очков.
Претендовал на «золото» также экипаж Кристиана Чеха и Андрея Акименко (Анапа – Санкт-Петербург), для чего ему надо было обязательно прийти первым.
В итоге кубанский экипаж вырвал на финише победу, золотые медали и место в сборной.
В женском классе «470» удача сопутствовала экипажу Алисы Кирилюк и Людмилы Дмитриевой.
– Еще за день до этой гонки нервы были на пределе,– рассказала новая чемпионка России Алиса Кирилюк.– Ведь наши преследователи, занимавшие второе и третье места, отставали совсем не намного. В середине медальной гонки мы шли чуть ли не последними и лишь на конечной четверти дистанции смогли вырваться вперед. Было много ошибок, но в конце концов удалось взять себя в руки.
Ряд опытных яхтсменов, выступавших в Новороссийске, отмечали, что наша акватория очень похожа на акваторию Рио-де-Жанейро, где через четыре года пройдут олимпийские гонки. В первую очередь – своей погодой: тот же нестабильный ветер и те же заходы, да и волновая ситуация имеет много общего с бразильской акваторией.
В прошлом году наша олимпийская сборная уже проходила этап подготовки в Новороссийске. Черноморский город фактически подарил узнаваемые английские условия с сильным ветром и течениями.
Наибольшее число побед в отдельных гонках у экипажа-чемпиона в классе «49 er». Однако два Павла – Карачев и Калинчев – вовсе не считают свое первое место легкой прогулкой за медалями.
– Борьба была на каждом метре, мы трудились на полную катушку и выкладывались по максимуму,– считают чемпионы.
Внимание новороссийских любителей парусного спорта было приковано к выступлению своих земляков. Поначалу в классе «Лазер» очень удачно выступал наш мастер спорта Иван Зотов.
После первых четырех гонок по сумме набранных мест он лидировал в своем классе. Трижды финишировал третьим и один раз – вторым. В последующих гонках Иван также выступил неплохо: финишировал в десятке сильнейших. В итоге – пятое место.
Для новороссийского парусного спорта – это несомненный успех. Ранее большинство достижений городских яхтсменов связывалось с выступлениями лишь в регатах крейсерских яхт.
Кроме того, в классе «Лазер» выступили еще два новороссийца из ДЮСШ «Лидер» – Владимир Прасолов и Сергей Кравцов. Их результаты поскромнее, соответственно 19-е и 24-е место. Притом Кравцов показал лучший результат среди участвовавших в гонках перворазрядников, которые вели борьбу за места в нижней части итоговой таблицы.
Анна Барабанова из ДЮСШ «Водник» в итоге заняла 16-е место, однако стоит отметить четыре гонки, где она финишировала в первой десятке.
Главный тренер сборной России Сергей Джиенбаев, готовивший сборную России к Лондонской Олимпиаде, по итогам чемпионата отметил возросшую конкуренцию в классе «49 er»:
– Этот класс – новый у нас в стране. Мы еще ни разу не участвовали в нем на Олимпийских играх. Подготовка к этому ведется только последние 2–3 года. А сейчас у нас уже есть примерно 5–6 гонщиков, готовых бороться за место в сборной. Порой до самого финиша не ясно, кто будет первым, – сказал Джиенбаев.
Среди яхт, гонявшихся в Цемесской бухте, лодки класса «49 er» привлекали больше всего внимания. Очень скоростная яхта словно летела по волнам за счет своего мощного паруса.
Главным действующим лицом гонок по традиции стал капризный новороссийский ветер. Погоду у моря ждали каждый день. Из-за этого старт первой гонки задерживался то на два, то на четыре часа. Слабый ветер «не интересен» скоростным яхтам.
Однако наперекор прогнозам ветер после старта чаще всего усиливался. Наверное, наша знаменитая погода все-таки главное, за чем приехали ведущие яхтсмены страны в Новороссийск. Но к погоде и акватории еще нужны современный спортзал, сушилки, раздевалки, оборудованные места для хранения лодок. Пока ситуация с инфраструктурой напоминает тот случай, когда сборная борцов пришла в спортзал, а маты и ковры туда завезти забыли.
Подобрать ключи к местной погоде некоторые экипажи пытались еще до первого старта чемпионата. Ряд экипажей приехал сюда за десять дней, чтобы провести разведывательные сборы.
Одной из особенностей состязаний яхтсменов является обязательное знание правил проведения соревнований и умение ими пользоваться. Порой итоговое место спортсменов зависит только лишь от своевременно и грамотно поданного протеста по итогам гонки.
Таким «украшением» гонок первого дня стал протест Максима Семерханова на Сергея Комиссарова в классе «Лазер». После того, как протест был удовлетворен, Сергея Комиссарова дисквалифицировали и он сразу откатился с 1-го на 12-е место.
Еще одной изюминкой чемпионата стало участие в нем национальной паралимпийской сборной. Таких спортсменов было немного, всего 6 человек, но их целеустремленности и мужеству в гонках класса 2.4 mR можно было позавидовать. Да и борьба была здесь нешуточной. В лидерах успели побывать все претенденты на победу в розыгрыше Кубка России для людей с ограниченными физическими возможностями. В итоге победил Николай Уляшев из Воронежа.
На один из недостатков соревнований обратил внимание главный судья Александр Белозерец:
– Раньше всегда выделялся специальный день для посещения спортсменами местных достопримечательностей. Нельзя же все время находиться в яхт-клубе или в гостинице. Считаю, что спортсменам необходимо знакомиться с регионом, культурным и историческим наследием Новороссийска.
Чемпионат закончился. Все разъехались. Скучно в бухте без парусов.
Евгений ЛАПИН.