Наша газета много рассказывала о том, как строилось здание детского сада «Гармония», в котором могут ходить в группы и полноценно развиваться не только обычные малыши, но и дети с проблемным здоровьем.
Начало «Гармонии» положило обращение одной из мам ребенка-инвалида к главе города Владимиру Синяговскому.
– Наши дети хотят общаться, хотят ходить в детский сад, как и все, – сказала она. И ее слова тогда были услышаны.
Кажется, с тех пор прошло совсем немного времени, и вот оно – современное здание, где все сделано по последнему слову техники, есть все условия для детишек с ограниченными возможностями здоровья. Но удивляют не только сияющие новизной стены, но и добрые улыбки воспитателей, нянечек, всего персонала. Где же набрали столько людей, искренне любящих свою работу и малышей?
Ответ на этот и многие другие вопросы нам дала заведующая детским садом комбинированного вида №8 «Гармония», почетный работник образования России Диляра ГАФАРОВА.
– В новое здание мы переехали в июле 2012 года, но коллектив у нас «старый», полностью переведен из детского сада компенсирующего вида №12, что на Мефодиевке, – пояснила Диляра Романовна. – Конечно, нам очень помог тот богатый багаж знаний, методических разработок и практических занятий, накопленный за долгие годы работы с детьми, у которых есть проблемы со здоровьем, отклонения от нормы. К нам в детсад приносили детей с двухмесячного возраста в группы раннего развития. Мы работали с этими детками, и уже к трем годам становилось ясно: или ребенок идет в наш детсад, где были логопедические группы, или в обычные группы любого дошкольного учреждения, или, увы, находится дома. На новых площадях мы имеем возможность брать деток с самыми разными диагнозами: нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, детей с синдромом Дауна и других. Вместе с ними здесь у нас и здоровые дети, так происходит общение, на отсутствие которого в свое время жаловались мамы детей-инвалидов.
Надо сказать, что старания педагогического коллектива «Гармонии» неоднократно оценивали по достоинству. Наше дошкольное учреждение внесено в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», победитель краевого конкурса «Лучшее дошкольное образовательное учреждение, внедряющее инновационные образовательные программы». И вот еще одна недавняя новость – детский сад получил статус федеральной стажировочной площадки, а в придачу к нему – субсидии на улучшение материально-технической базы.
- Мы получили такой статус за многолетние достижения нашего коллектива, – считает Диляра Гафарова. – В 2005 году детсад, тогда он назывался «Журавушка», получил статус краевой экспериментальной площадки, в 2007-м – стал лауреатом Всероссийского конкурса социальных проектов, в 2008 году – победителем краевого конкурса учреждений, внедряющих инновационные программы. Отмечены и труды отдельных педагогов. Так, педагог-психолог Галина Мельник, учитель–логопед Наталья Василенко, учитель-дефектолог Светлана Минжулова стали победителями среди других педагогов Краснодарского края, внедряющих в дошкольное образование инновационные программы.
В новом здании у педагогов появилась возможность расширить спектр услуг, увеличить количество групп – всего их 10, на 150 мест и 7 из групп комбинированные, совместного воспитания здоровых детей и детей с проблемами. Есть группы для детей с ДЦП, нарушениями интеллекта, слуха, речи и другие. Есть еще несколько структурных подразделений. Например, группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» принимают малышей на 3-4 часа. Лекотека – это служба консультативной помощи для детей с 3 до 7 лет, сюда родители могут обратиться два раза в неделю. Также действует консультативная служба ранней помощи для детей с 2 месяцев до 3 лет. Порой приходят настолько сложные дети, что мы созываем здесь педагогические консилиумы.
– Мы работаем очень много, а дети все прибывают, – говорит Диляра Романовна. – Сейчас к нам пошли родители, которые буквально на руках приносят лежачих детей, и таким малышам нужно внимание.
А что даст «Гармонии» статус федеральной стажировочной площадки?
– Краснодарский край вошел в перечень субъектов Российской Федерации – победителей конкурсного отбора на предоставление субсидий на поддержку реализации в 2011-2013 годах мероприятия «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования», в свою очередь департамент образования и науки определил те детские сады, которые станут работать в новом формате, – пояснила заведующая. – Стажировочная площадка обеспечивает эффективную организацию повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. На базе стажировочных площадок реализуются задачи распространения и внедрения инновационного опыта работы в сфере создания новых форм и повышения качества образования. Детские сады, утвержденные в качестве стажировочных площадок, станут передовыми «звездочками» муниципальной, да и краевой системы дошкольного образования.
Субсидии, предоставляемые таким передовым детским садам, – это 2 миллиона рублей. Прежде всего мы хотим закупить на эти деньги 5 интерактивных досок, 12 компьютеров для занятий с детьми, компьютерные программы, уличные тренажеры, специальные карусели для детей-инвалидов, где предусмотрено место для взрослого, который сможет держать такого ребенка. Отдельных слов заслуживает интерактивный стол для развивающих игр. Фактически это экран телевизора, на котором можно увидеть, например, настоящую волшебную поляну, лес и деревню со всеми строениями, а еще животных – диких и домашних. Дети же своей рукой, прикоснувшись к экрану, смогут для каждого из животных найти свой «домик».
Выйдя из кабинета, мы совершили небольшую экскурсию по детскому саду. И снова увидели добрые улыбки воспитателей, их неподдельную заботу о своих малышах.
– Вы знаете, это замечают все, кто сюда приходит, – пояснила Диляра Гафарова, – но, наверное, люди неискренние, не любящие детей, свою профессию, в нашем коллективе просто не появляются, им тут будет неуютно.
Виктория НИКОЛАЕНКО.