Известный в нашем городе литератор Виктор Пахомов выпустил в свет новую книгу. Став в этом году обладателем Гран-при общественной премии им. Н.Н.Раевского, Виктор Борисович потратил всю премию на издание сборника «Литература Новороссийска». Но это лишь на одну треть покрыло расходы автора. Впрочем, Пахомов так действует всегда – на свою учительскую зарплату издает не только свои произведения, но и других авторов, в том числе юных литераторов.
Книгу «Литература Новороссийска» можно взять почитать в городских библиотеках, а также приобрести в магазинах «Бестселлер» и «Книжная лавка студента». Читателям «НР» редакция предлагает отрывки из этой книги.
Культура губернской столицы
Черноморские города имеют глубокие и богатые литературные традиции. Пальма первенства в этом отношении, безусловно, принадлежит Одессе, где творили А.Пушкин и А.Мицкевич, И.Бунин и А.Куприн, И.Франко и К.Паустовский, родились А.Ахматова, Э.Багрицкий, И.Бабель, В.Катаев, И.Ильф и Е.Петров… Интереснейшие страницы русской литературы связаны с Севастополем, Ялтой, Феодосией. Достаточно вспомнить имена А.Чехова, М.Волошина, А.Грина… Можно утверждать, что к началу XX века сформировалась мощная и плодоносная южнорусская литературная традиция, уходящая своими корнями в античность и вдохновленная степным простором Северного Причерноморья и бурной «свободной стихией» Черного моря – Понта Эвксинского.
К сожалению, в конце истекшего столетия в результате геополитической катастрофы, приведшей к распаду единого государства, почти все крупные города Черноморья оказались в составе Украины – со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая поспешную украинизацию, построенную на отрицании русского языка и общности судеб двух великих восточнославянских народов.
В таких условиях ни Одесса, ни крымские города, несмотря на накопленный художественный потенциал, больше не могут считаться центрами именно русской культуры и задача сохранения и продолжения южнорусской литературной традиции перешла к Ростову-на-Дону, Краснодару, Ставрополю... Но только Новороссийск и Сочи из значительных городов юга России расположены на берегу Черного моря. Памятуя о том, что наш город некогда был губернской столицей, то есть имел административный статус, равнявший его с Одессой и Екатеринодаром, необходимо осознавать исключительно важную роль Новороссийска в дальнейшем созидании культуры Черноморья.
Чехов был очарован «превосходным городом»
Многие выдающиеся творческие личности оставили свой след в судьбе Новороссийска. Среди них писатели Глеб Успенский, Антон и Александр Чеховы, Владимир Короленко, Александр Серафимович, Всеволод Вишневский, Федор Гладков, Николай Островский и многие другие. Образ нашего города нашел воплощение в произведениях Михаила Шолохова, Романа Гуля, Андрея Платонова, Константина Паустовского, Николая Зарудина…
Сохранились разноречивые мнения о Новороссийске этого весьма бурного периода его истории. Одни очевидцы считали город грязным и неухоженным, другие, наоборот, пели ему дифирамбы.
Антон Павлович Чехов, оказавшийся в «городе будущего» спустя 10 лет после отъезда отсюда своего брата Александра, свидетельствовал: «...это превосходный город, много заводов, прекрасный элеватор, транзит...» А.П.Чехов полюбил юг, Кавказ, Черноморье после первого посещения Новороссийска 31 августа 1896 года. Он предпринял еще несколько путешествий в эти места, и все они были связаны с его невестой Ольгой Леонардовной Книппер, это послужило основой для местной легенды, что именно в Новороссийске писатель сделал предложение своей будущей супруге. В июле 1899 года Антон Павлович выехал из Таганрога в Новороссийск, чтобы встретиться здесь с ней. На следующий год он вновь побывал в столице Черноморья. На этот раз писатель прибыл в Новороссийск из Ялты вместе с А.М.Горьким, художником В.М.Васнецовым и врачом А.И.Алексиным. Их маршрут лежал в Грузию. И, наконец, в 1901 году, возвращаясь домой в Крым из соснового леса на Волге, где он проходил лечение, Антон Павлович в последний раз посетил наш город. Частые поездки на Кавказ, вероятно, дали Чехову определенный материал для творчества, однако его визиты в Новороссийск объясняются прежде всего тем, что через наш город удобно было добираться по морю до других портов Черного моря благодаря толково налаженному транзитному сообщению: пассажиры могли пересаживаться на пароход с поезда, доставлявшего их прямо на пристань.
Горький строил Сухумское шоссе
Черноморье оставило незабываемые впечатления в душе Максима Горького.
Во время своего «хождения по Руси» летом 1891 года тогда еще только начинающий писатель посетил Анапу, станцию Тоннельную, затем работал на строительстве шоссе Новороссийск – Сухуми на участке между Геленджиком и Пшадой.
Почерпнутый им жизненный материал лег в основу рассказов «Дед Архип и Ленька», «Два босяка», «Женщины», «Калинин», «Рождение человека» и знаменитой «Песни о Соколе».
Горький дважды приезжал в Новороссийск, оба раза – в 1900 году, задержавшись здесь в общей сложности на несколько дней.
Короленко пытался помочь революционерам
Известный писатель и общественный деятель Владимир Галактионович Короленко (1853 – 1921 гг.) не раз проезжал через Новороссийск в период между 1898 и 1915 годами, направляясь в Джанхот, где находилась дача его брата Иллариона. Когда поезд, в котором ехал Короленко в 1898 году, пройдя тоннели, подходил к Новороссийску, в записной книжке Короленко появилась следующая запись: «Открывается синяя морская бухта, окруженная горами, и поближе к ней, точно гряда вывороченного из гор известнякового щебня, – виден Новороссийск». Владимир Галактионович присматривался к жизни нашего города, отмечая, что «Новороссийск производит впечатление готовности к будущей кипучей жизни».
В октябре 1908 года В.Г. Короленко и его брат, проездом из Полтавы в Джанхот, остановились в одной из лучших новороссийских гостиниц «Европа». Здесь Владимир Галактионович завершил последнюю главу первой части книги «История моего современника» – своего главного произведения. Автобиографический характер этой книги не помешал стать ей летописью целого поколения. Всегда проявлявший активную позицию в отстаивании справедливости, Короленко пытался помочь участникам революционных событий в Новороссийске.
В 1912 году он гостил в Джанхоте и в один из сентябрьских дней приехал в Новороссийск, воспользовавшись уже существовавшим автомобильным сообщением. В следующем году ему исполнилось 60 лет. С юбилеем писателя поздравила общественность Новороссийска, а улица Карантинная была переименована в его честь. Последнее посещение Короленко Новороссийска относится к 1915 году, когда он в ноябре направлялся на похороны брата в Джанхот.
Коган не опубликовал при жизни ни строчки
С освобождения Новороссийска началось широкое наступление советских войск на укрепленную «Голубую линию» фашистов. Новороссийская десантная операция развернулась 10 сентября 1943 года, и уже 16 сентября город был полностью очищен от врага.
В этих боях достойно проявили себя многие советские писатели, ставшие не только очевидцами, но и активными их участниками. На борту лидера «Ташкент», совершавшего свой последний рейс из осажденного Севастополя в Новороссийск 27 июня 1942 года, находился Евгений Петров. Спустя несколько дней (7 июля) замечательный сатирик стал жертвой авиакатастрофы. В сражении за наш город погибли молодые талантливые писатели Павел Коган и Анатолий Луначарский.
Павел Коган, автор широко известного романтического стихотворения «Бригантина», родился в Москве в 1918 году. Он учился в Институте философии, истории и литературы, потом перевелся в Литературный институт им.А.М.Горького.
В поэтическом семинаре Ильи Сельвинского Павел выделялся своей одаренностью и по праву считался надеждой молодой советской литературы. Предвоенный год стал для него временем поэтической зрелости, сложного духовного поиска. Поэт работал над романом в стихах «Владимир Рогов». Давид Самойлов вспоминал: «О романе много спорили. Он был сложно задуман, черты автобиографические переплетались с историей времени и патетическим предвидением будущего».
Коган, безусловно, верил в коммунистические идеи и понимал, что неизбежная схватка с фашизмом потребует огромных жертв:
Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.
И будут жаловаться милым,
Что не родились в те года,
Когда звенела и дымилась,
На берег рухнувши, вода.
С четвертого курса института Павел уехал работать в геологическую экспедицию в Армению, там и застала его война. Из-за близорукости он был снят с воинского учета, но сделал все, чтобы попасть на фронт. Окончив курсы военных переводчиков, Коган получил назначение в действующую армию, в стрелковый полк.
Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь.
И, задохнувшись «Интернационалом»,
Упасть лицом на высохшие травы.
И уж не встать, и не попасть в анналы.
И даже близким славы не сыскать.
В боях за Новороссийск Павел Коган становится заместителем начальника штаба по разведке. Вызвавшись возглавить ночной поиск разведчиков, Коган погиб у сопки Сахарная голова в ночь с 23 на 24 сентября 1942 года. При жизни поэт не опубликовал ни одной стихотворной строчки, однако его творческое наследие весьма значительно. Оно наиболее глубоко и полно характеризует героическое молодое поколение, почти целиком погибшее на фронтах войны за честь и свободу Родины. Это поколение дало русской литературе таких крупных поэтов как Семен Гудзенко, Давид Самойлов, Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий, Николай Майоров, Булат Окуджава и других. Это были, по определению Когана, «мальчишки невиданной революции», воспитанные на идеалах социализма, готовые отдать жизнь за свои убеждения.
Павел Коган, без сомнения, мог стать одной из главный фигур советской поэзии. Об этом свидетельствуют его замечательные стихотворения «Гроза», «Обвал» и другие. И все же поэт никогда не будет забыт, ему суждено «через много лет опять ожить в блеске чьих-то глаз».
Луначарский не успел стать писателем
Не успел вырасти в значительного писателя и погибший при освобождении Новороссийска Анатолий Луначарский. Родился он в 1911 году в Париже в семье будущего первого советского народного комиссара культуры А.В.Луначарского.
Анатолий получил прекрасное образование, знал иностранные языки, неплохо рисовал, тонко разбирался в искусстве.
Начав работать в 1933 году в качестве литературного сотрудника, он написал цикл новелл «Солнце вваливается в дверь» и роман «О, юность, юность!» В журналах публиковались его статьи о театре. С первых дней войны писатель стремился на фронт и добился назначения на Черноморский флот.
Его очерки, рассказы, стихи, басни часто появлялись на страницах фронтовой печати.
Одно из стихотворений Луначарского называется «Песня гнева»:
Песня гнева! Греми канонадой,
Алым вымпелом взвейся в бою!
Черноморец! Громи без пощады
Гадов, топчущих землю твою!
Бейся яростно! Бейся упрямо!
Красный воин – Отечества сын!
Пусть бегут перед флагом багряным
В страхе смертном фашистские псы!
Подготовила Татьяна БЕСЕДИНА.
Уважаемые читатели,
если у вас есть вопросы на темы культуры и искусства,
задавайте их по тел. (8617)64-47-38 в будние дни с 10.00 до 14.00
или присылайте СМС на редакционный номер +7-903-79-76-309.