Сейчас, когда активно обсуждается тема пьянства за рулем, многие вспоминают советскую систему борьбы с этим явлением. Ведущая рубрики «Встречная полоса» решила выяснить, каким образом водителей «отрезвляли» в доперестроечные времена. Ведь и сотрудников ГАИ на дорогах было гораздо меньше! Своими воспоминаниями согласился поделиться человек, который доподлинно знает историю вопроса, – бывший начальник ГАИ города Михаил ПУШКАРЬ.
В начале нашего общения Михаил Пушкарь искренне посочувствовал сегодняшним автовладельцам – ведь еще 15 лет назад в городе не было таких жутких пробок, как сейчас.
– Михаил Максимович, а нетрезвые часто садились за руль?
– Такие случаи бывали. И меры наказания были примерно одни и те же – лишение права управления автомобилем. В иных случаях – сроком до одного года.
– Каким образом вы боролись с этим явлением, ведь сотрудников было в то время немного?
– Нам активно помогали автодружины, созданные на предприятиях города. Вы не представляете, какое это было подспорье! На каждом крупном заводе при автохозяйствах такие дружины не просто создавались для галочки, а были действенными мобильными отрядами. Каждый автодружинник носил красную повязку и, если к нему обращались сотрудники ГАИ, оказывал помощь в выявлении нарушителей, стоял с жезлом на дороге.
Когда я начинал свою службу в ГАИ рядовым инспектором, у меня был очень обширный «фронт работ»: территория от больницы моряков и далее по Сухумскому шоссе вплоть до границы с Геленджиком. Разве возможно охватить ее одному инспектору? Но в моем подчинении была надежная команда – дружинники автохозяйства цемзавода. И если я говорил, что нужно выставить вдоль шоссе людей с красными повязками, то мгновенно эта просьба выполнялась. Точно так же было налажено взаимодействие и с другими крупными предприятиями, где располагались автохозяйства.
– А какие полномочия были у автодружинников в то время? Они имели право останавливать водителей, задерживать?
– Да, и водители воспринимали это адекватно. Но сейчас каждый чуть ли не с адвокатом выходит на общение с инспектором.
– Многие водители со стажем вспоминают так называемые дырки в водительском удостоверении. Если права дырявили трижды, то человек лишался права управления автомобилем до полугода.
– Я до сих пор считаю эту меру самой действенной! Водительское удостоверение было как визитная карточка человека за рулем. Боясь проколов, люди старались не нарушать правила дорожного движения.
– За какие нарушения можно было заработать этот прокол?
– Превышение скорости, нарушение правил проезда перекрестков и другие.
– Какими еще методами в советское время боролись с аварийностью?
– С помощью грамотной организации дорожного движения. Мне, я считаю, повезло, потому что под моим началом работали такие грамотные дорожные инженеры как Сергей Котенко, Константин Жогло. Эти специалисты получили хорошее образование, постоянно совершенствовали свои знания, ездили на ВДНХ, изучали все новшества по организации дорожного движения. Благодаря этому мы занимали ведущие места в Краснодарском крае по предупреждению и профилактике ДТП. Реализовывалось много оригинальных предложений, а позже становилось ясно, что они весьма эффективны.
Вот сейчас в сводках ДТП нередко звучит проспект Ленина, в районе пересечения с улицей Корницкого. Немногие, наверное, знают, что когда-то именно в этом месте хотели сделать подземный переход, такой же, как на улице Советов. Но этой идее не дано было осуществиться по ряду причин. В то время радовало еще и то, что подрядные организации, которые занимались ремонтом дорог, гораздо живее откликались на просьбы ГАИ.
– Михаил Максимович, с какими новшествами последнего времени вы не согласны?
– Считаю, что не нужно было «сдавать» посты ДПС, это был надежный заслон от проникновения в город людей с оружием, наркотиками, преступников. Сотрудники КПМ «Шесхарис» и «Верхнебаканский» ежедневно тормозили подозрительные машины, контроль не ослабевал.
– Какие еще нарушения выявляли раньше сотрудники ГАИ?
– Возможно, в какой-то мере мы выполняли несколько несвойственные функции. Например, гаишники выслеживали подозрительных людей, тех, что фотографировали режимные объекты: порт, нефтебазу и другие. У нас на этот счет были четкие инструкции, в частности, имели полное право закрыть рукой объектив и изъять то, что уже снято.
– Какие громкие ДТП потрясли в свое время Новороссийск?
– Одно из них было как раз-таки с нетрезвым водителем. Помню, тогда только сделали объездную трассу села Владимировка. Нетрезвый водитель возвращался вместе со своей невестой из города, на закруглении дороги выехал на встречную полосу и ударил «семерку». А в ней находилась семья, ехавшая навестить ребенка в пионерском лагере в Кабардинке. Погибли все, а ребенок, которого хотели навестить родители и другие родственники, остался сиротой. И все по вине одного алкоголика!
Еще одно страшное ДТП случилось на Шесхарисе. Лихач-таксист ехал из Геленджика, не справился с управлением и ударил на повороте в колесо пассажирского автобуса. Это был автобус, полный детей, их везли в пионерский лагерь. Автобус от удара снесло с дороги, и он начал по откосу, переворачиваясь, катиться в море. Погибла одна девочка, которая вывалилась из окна и попала
под автобус. Остальные дети остались живы, почти все спали, и даже не успели испугаться, когда автобус снесло в обрыв. Эта авария вызвала большой общественный резонанс. Я долго находился на месте ДТП, сюда съехалось почти все краевое начальство.
– Михаил Максимович, как вы думаете, какие методы советских времен можно использовать сегодня?
– В борьбе с пьянством за рулем вполне, считаю, можно привлекать общественников. Хорошо, что сейчас снова активно проводятся занятия с детьми в школах и детских садах. Собственно, хороши многие старые методы: грамотная организация дорожного движения, работа в очагах аварийности. Хорошо, что наряду с новыми технологиями эти методы тоже не забывают.
Виктория НИКОЛАЕНКО.