Первое настоящее водолазное снаряжение в Новороссийске появилось в год основания города. Известный флотоводец и мореплаватель вице-адмирал Михаил ЛАЗАРЕВ распорядился закупить его в Англии. Вскоре оно было использовано при установке в Цемесской бухте мертвых якорей, а затем и при подъеме затонувшего в бухте от жестокой боры военного тендера «Струя».
Это были едва ли не первые в России профессиональные водолазные работы. Именно с Черного моря водолазное снаряжение распространилось на все флоты и бассейны России. Об этом и о многом другом рассказывает в своем историческом исследовании о Новороссийской водолазной службе ее бывший руководитель Евгений Лаухин.
Российская школа была первой
Ровно 130 лет тому назад, в 1882 году, в Кронштадте была открыта первая в мире водолазная школа, которая до 1917 года подготовила почти 2700 водолазов.
За годы революции и гражданской войны водолазное дело в стране было развалено. При этом только в Черном море за эти годы затонуло свыше 350 кораблей и судов, включая и суда Черноморского флота, отправленные на дно Цемесской бухты 18 июня 1918 года.
В ноябре 1923 года в составе Главного политического управления (ГПУ) появился ЭПРОН – Экспедиция подвод-ных работ особого назначения. Создание новой водолазной и судоподъемной организации было настоящей авантюрой, так как все началось с поиска легендарного золота с английского парохода «Принц», затонувшего еще во время Крымской войны у берегов Севастополя.
Сами затопили – сами поднял
Новороссийская партия ЭПРОН была создана в 1925 году. Возглавил ее талантливый офицер-водолаз Феоклист Шпакович. Под его руководством в 1925 году со дна Цемесской бухты было поднято первое судно затопленной эскадры. За этот подъем экспедиция была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Через несколько месяцев, в октябре того же 1925 года, с 28-метровой глубины целиком был поднят эскадренный миноносец «Калиакрия», который после ремонта вошел в состав Черноморского флота под названием «Дзержинский».
За последующие 15 лет были подняты эсминцы «Сметливый», «Стремительный», «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Гаджибей», военные транспорты, большое количество снарядов.
Почти все корабли находились в опрокинутом состоянии, глубоко ушел в грунт с оставшимся боезапасом. При работах не обходилось без ЧП и неудач. В 1930 году при подъеме боезапаса с линкора «Свободная Россия» произошел взрыв артпогреба, после чего корабль был окончательно разрушен, а его подъемом интересовался лично Иосиф Сталин. Находившийся во время взрыва на катере водолаз Иван Чертан был отброшен ударной волной на несколько десятков метров.
Все глубже и глубже
При подъеме затопленной эскадры новороссийские эпроновцы совершали, без всякого преувеличения, настоящие подвиги. При этом отличились десятки водолазов, за что ЭПРОН был удостоен второго ордена Трудового Красного Знамени.
К 1940 году большая часть водолазов освоила глубоководные спуски на глубину до 100 метров. А Иван Чертан в эти же годы установил мировой рекорд погружения в трехболтовом снаряжении, опустившись на 150-метровую глубину. При этом нашими водолазами впервые в мире был осуществлен спуск на глубину до 200 метров в жестких скафандрах.
Труд водолазов был очень тяжелым, на пределе человеческих сил. Они были готовы к самопожертвованию.
Война: годы мужества и трагедий
С началом войны ЭПРОН вошел в состав Военно-морского флота СССР. Новороссийский отряд уже 22 июня 1941 года обеспечивал боевую деятельность Черноморского флота. Начальником Новороссийского аварийно-спасательного отряда, а затем и Одесского был Георгий Артюхов. Он руководил обеспечением десантов в Керчь, Феодосию, Евпаторию, на Малую землю. Ему принадлежит изобретение трала для поиска неконтактных магнитных мин. После освобождения Новороссийска он занимался подъемом затопленных судов, разминированием акватории порта.
С началом войны немцы забросали рейды и фарватеры Новороссийской бухты обычными и неконтактными минами (с электромагнитными и оптическими взрывателями), после чего корабельный состав флота стал нести потери. Обычными тралами обнаружить и уничтожить эти мины было невозможно. Для раскрытия секретов мин их надо было найти, обезвредить, поднять и изучить. За эту работу целая группа водолазов Новороссийской военно-морской базы была удостоена государственных наград.
В 1943 году аварийно-спасательная группа обеспечивала высадку десанта на Малую землю. Под огнем противника спасателями было снято с мелей более двух десятков катеров, спасены сотни десантников. Всего за период малоземельских боев была оказана помощь 283 судам.
Трагедией для водолазов НВМБ стала десантная операция на Керченском полуострове. В суровых погодных условиях, при минных заграждениях и сильном противодействии противника с суши, моря и воздуха погибло более половины водолазов и личного состава аварийно-спасательных групп.
Еще одной большой трагедией стала гибель всей аварийно-спасательной партии при оказании помощи эскадренному миноносцу «Смышленый» 7 марта 1942 года. Только благодаря мужеству людей был спасен знаменитый лидер «Ташкент», возвращавшийся в конце июня 1942 года из Севастополя. За эту операцию командир группы Георгий Артюхов был награжден орденом Ленина.
Боевые награды в мирное время
В первый же год после освобождения Новороссийска спасателями был осуществлен подъем в бухте плавдока грузоподъемностью 4000 тонн, эсминца «Бдительный», лидера «Ташкент», рефрижератора «Кубань», углеперегружателя. Затем последовали другие сложнейшие подъемы – танкера «Вайян Кутюрье» водоизмещением 15700 тонн с глубины 43 метра, теплохода «Украина» (6500 т), дизель-электрохода «Пролетарий» (14 тыс. т).
Работа была чрезвычайно опасная, ведь почти все суда были с неразорвавшимся боезапасом. За эту работу в мирное время водолазы получали боевые награды. Судоподъемные работы на Черном море велись до 1953 года.
Бухту зачищали в честь Хрущева и Тито
Однако еще долгие годы существовала минная опасность. В 1948 году ушел из Новороссийска и не пришел в Одессу груженый рудой теплоход «Анатолий Серов». В 1949 году судно, обнаруженное на глубине 130 метров, по заданию правительства было обследовано новороссийскими водолазами И.Чертаном и Н.Савиновым. По левому борту в районе машинного отделения была обнаружена большая пробоина от плавающей мины.
В октябре 1955 года в Севастополе погиб линкор «Новороссийск», по официальной версии, от взрыва донных мин. Буквально через месяц после этого в Черном море началась операция по сплошному разминированию, продолжавшаяся два года. По воспоминаниям новороссийского водолаза Алексея Репина, он по пояс в иле прошел по грунту не менее 80 километров.
В первые же дни в Новороссийске мина была обнаружена в районе 5-го причала, другую нашли в 300 метрах от пассажирского причала. Летом 1956 года в Новороссийск приезжал Никита Хрущев вместе с Иосипом Броз Тито. При контрольном обследовании на месте предполагаемой стоянки крейсера «Фрунзе», сопровождавшего высоких гостей, была найдена и взорвана на месте 200-килограммовая бомба.
В 1974 году при Новороссийской группе АСПТР было создано первое в СССР морспецформирование для ликвидации разливов нефтепродуктов в море. В том же году появилось новое уникальное судно – самоходный 800-тонный плавкран «Судоподъем-1». С его помощью началась зачистка Черного моря от оставшихся затонувших объектов, были подняты 74 судна, в том числе и за рубежом.
Уникальные операции
В 1971 году по просьбе крайкома партии на базе большого плавающего военного автомобиля-амфибии создается не имевшая аналогов уникальная передвижная водолазная станция. Она более десяти лет выполняла работы по ремонту водооросительных систем в водоемах, каналах и реках Краснодарского края в годы развития рисосеяния на Кубани.
Мало кто знает, что бывший инженер-корабел Новороссийского АСПТР Игорь Ильин участвовал в 1983-м и в 1986 годах в подъеме 5,5 тонны золота с английского крейсера «Эдинбург» с глубины 250 метров. Мировая печать называла эту операцию не иначе как операцией века. Это было золото, которым СССР рассчитывался с Великобританией за поставки по ленд-лизу во время Второй мировой войны.
Среди других уникальных работ новороссийских спасателей – подъем в 2006 году с глубины 500 метров в районе Сочи бортовых самописцев потерпевшего катастрофу «ТУ-154».
В 2008 году за успешную ликвидацию последствий групповой аварии в Керченском проливе 18 новороссийских водолазов и спасателей были удостоены правительственных наград.
Самой сложной операцией была работа 250 водолазов на потерпевшем крушение теплоходе «Адмирал Нахимов» в 1986 году.
Сотни помещений, почти 800 метров коридоров, восемь этажей палуб – опрокинутое на 90 градусов судно представляло сплошной лабиринт. Физическое состояние было напряжено до предела, а ведь надо еще отыскать тело и выйти с ним обратно. При этом работа велась при постоянном недоверии, при фактическом обыске спецорганами и негласном контроле под водой с помощью телеаппаратуры, прослушке переговоров.
Сегодня в Черном море работает 6 судов, названных именами спасателей и водолазов – «Валентин Подгорный», «Водолаз Чебоненко», «Механик Барский», «Водолаз Малеев», «Анатолий Ткачев», «Капитан Василенко».
Евгений ЛАПИН.