На днях в газете «Комсомольская правда» появилась информация: новороссийцев Юрия САЛОВА и Василия КОЗЛОВА хотят признать Героями России. Корреспондент «НР» решила узнать подробности.
Оба мужчины проявили мужество в ту страшную для всех ночь с 6 на 7 июля, спасали людей. Однако сам Юрий так и не смог выбраться из тонущей времянки, откуда вытолкнул свою невесту. Наша газета писала об этом трагическом случае, когда репортеры после стихии шаг за шагом обходили улицу Сулеймана Стальского. Упоминали мы и имя Василия Козлова. Бабушка Юры Салова Галина Григорьевна призывала жителей помочь израненному другу семьи Василию Андреевичу. Ведь он пострадал, спасая других, совершенно забыв о собственной безопасности.
И вот мы во дворе дома Василия Козлова.
Возле подъезда нас встречает супруга героя – Валентина.
– Василий действительно многих спас, – рассказывает она. – Меня, хозяйку дома Галину Григорьевну, ее подругу Зою, потом он помог девушке Юры – Олесе.
Однако сам Василий Андреевич, встречая нас уже в квартире, машет рукой, выяснив цель визита.
– Какой я герой! Да вы что? Любой на моем месте поступил бы точно так же, – уверен он.
– Не любой! – возражает его жена. – Кто-то мог и растеряться.
В тот вечер супруги Козловы отправились к друзьям, с семьей Кузнецовых они уже «сто лет» дружат семьями. Супруге лучшего друга, с которым ходили когда-то на судах «Рыбпрома», исполнилось 65 лет.
– Праздник, по сравнению с другими такими посиделками, получился не очень веселым, – вспоминает Валентина Козлова. Обычно мы песни поем так, что на всю округу слышно, а тут дождь помешал. Он так зарядил с вечера, что настроение было у всех немного грустное. За столом говорили о предстоящей свадьбе молодых – Юры и Олеси, обсуждали подробности торжества, которое должно было состояться всего-то через две недели! Жених и невеста обустроили времянку, купили мебель, приготовили все-все к свадьбе.
Дождь за окном стучал в окна все сильнее, мужчины встревожились, пошли проверять ливневки. Увидели, что вода прибывает, и оборвали решетку, которая отделяла участок от соседского, вода сразу схлынула.
- Почти все гости уже разошлись, а мы задержались, – продолжает женщина. – Если бы мы ушли домой раньше, Кузнецовы легли бы спать. А так мы увидели, как вода поднимается и подступает к дверям. Мгновение – и дверь уже не открыть! Вася не смог, и я кинулась ему помогать – получилось. Я хотела вернуться в дом, но муж толкнул меня на улицу. В воде стало бить током. Вижу, на меня плывет машина. Хотела нырнуть, чтобы не столкнуться с нею, но она резко остановилась. Позже выяснилось: это труба газовая ее задержала, на ней автомобиль и повис. Вдруг слышу, Галя кричит. Думала, их с Зоей током поубивало. Вася кинулся к ним, помог выбраться, их холодильником едва не придавило. Не помним, как мы все оказались на крыше, и тут так страшно из времянки закричала Олеся! Вася снова сорвался и – туда.
– Во времянке три комнаты, ориентироваться в темноте было сложно, – рассказывает Василий Андреевич. – Мне помог хозяин дома, он умудрился с улицы светить фонариком, я поплыл к окну и вытащил девушку, стал искать Юру, плавал между вещей, тумбочек и прочей мебели, но не нашел!
Вода стояла фактически до потолка, будь уровень чуть поменьше, возможно, парня удалось бы спасти! – скорбит мой собеседник в то время, как его жена, заново переживая события той ночи, вытирает слезы.
– Юра был хорошим парнем, – говорят супруги. – В семье Кузнецовых внук – словно младший ребенок, он так был привязан к дедушке и бабушке, собирался жить с ними, всегда помогал по хозяйству. Да что там говорить, он и нам помогал! Вот шкаф собирал, когда мы мебель купили. Золотой человек!
– Вася выжил чудом, – считает Валентина. – Мы так кричали, когда звали его и Юру, а из времянки не доносилось ни звука, потом Вася выплыл совершенно с другой стороны. Юру нашли позже, когда сошла вода, за шкафом. Его дедушка долго делал ему искусственное дыхание, но все безрезультатно, слишком много времени прошло. Как рассказала потом Олеся, Юра предложил ей нырнуть и вытолкнул к двери. Сам не успел спастись.
После той страшной ночи мы вернулись домой сами не свои: не верилось, что весь этот ужас случился с нами, – продолжает супруга Козлова. – Вася весь перебинтованный, соседка Кузнецовых рвала ему для перевязки уцелевшие простыни; мы были грязные, в чужой одежде. Дома спали внучки – 15 и 5 лет. Хорошо, что девочки не видели нашего возвращения. Они потом рассказывали, как полночи рыдали, обнявшись, волновались за нас и боялись воды: во дворе все плыло.
Наутро 7 июля Василий Андреевич обратился к травматологам пятой поликлиники.
– Раны были глубокие, и врачам пришлось непросто, повозились они со мной, – вспоминает мужчина, который до сих пор на больничном. – Недавно только начал обходиться без костылей.
Я вспомнила призыв Галины Григорьевны помочь герою и спрашиваю, кто-то откликнулся?
– Откликнулись, – отвечает Василий Козлов. – Профсоюз родного предприятия «Росморпорт», где я работаю матросом–мотористом, коллеги оказали помощь.
Василию Андреевичу есть еще за что сказать спасибо родному предприятию. Работая на лоцманском катере, он неоднократно участвовал в различного рода учениях по спасению на воде, эта морская закалка и помогла сориентироваться в сложной ситуации.
Автор материала позвонила в городскую администрацию, чтобы узнать, верна ли информация о том, что Юрию Салову и Василию Козлову, возможно, присвоят звания Героев России? Как выяснилось, документы действительно готовятся, но решение принимается на самом высоком уровне.
Виктория НИКОЛАЕНКО.