В новороссийском следственном изоляторе 29 июня запущен «социальный лифт». Первый его «рейс» поднял шестерых заключенных всего на один «этаж»: из обычных условий отбывания наказания – в облегченные.
Большинство горожан не в курсе, что Федеральное казенное учреждение СИЗО-3 УФСИН РФ, находящееся на улице Пархоменко, является колонией общего режима, и осужденные могут изъявить желание отбывать наказание здесь, если приговор тому не противоречит. А российская система исполнения наказания еще весной прошлого года стала внедрять программу «социальных лифтов», которые одновременно должны решать несколько задач. Во-первых, мотивировать осужденного к законопослушному образу жизни; во-вторых, сделать прозрачным для общества процесс изменения вида наказания; в-третьих, дифференцировать осужденных по их уголовно-правовой, социально-педагогической, психологической и медицинской характеристикам.
Процедура, в общем-то проста: комиссия из представителей общественных организаций города, православной церкви, прессы и руководства следственного изолятора решает – заслужил ли конкретный осужденный перевода на более мягкий вид наказания в оставшийся срок? Вот, например, Старков, которому еще больше года работать в отряде хозобслуги кухонным рабочим. Он имеет поощрения за усердие, спокойный, сдержанный, ни разу не нарушил требования режима. Конечно, встает вопрос: за что такой парень тут сидит? Оказалось, служил в воинской части, была обнаружена недостача имущества, за которое он нес материальную ответственность.
Каждого привела за решетку своя дорожка, но все они кривые. Осужденный Прохорович из поселка Верхнебаканского служил когда-то в «горячих точках», и бесследно для психики это не прошло. Под суд попал за нанесение тяжких телесных повреждений (статья 111 УК), причем ладно бы защищал себя в экстремальных обстоятельствах, но нет – изувечил своего товарища. Товарищ его понял, извинения принял и даже ходатайствовал в суде о том, чтобы Прохоровича не лишали свободы, но… Потерпевший и сейчас, хоть изредка, но навещает его в СИЗО.
Осужденный Перевалов трудится в следственном изоляторе электриком, он когда-то в Крымске закончил ПТУ по этой специальности. Как доложил комиссии начальник отряда старший лейтенант внутренней службы Виталий ПАРШИН, Перевалов твердо встал на путь исправления. Когда-то он сильно пил и однажды пошел к соседке, чтобы занять денег на опохмел, но дома ее не застал, и черт его дернул спереть соседскую барсетку. И деньги в тот же вечер отдал, и извинялся, и не пьет он уже давно в столь неподходящих условиях, и «даже не тянет», как он сам сказал комиссии, а срок отбывания наказания все не кончается.
Осужденная Скороход до мая 2014 года будет шить одежду, постельные принадлежности и прочие нужные для СИЗО вещи, пока не прозвенит для нее звонок свободы. Женщина взяла в долг крупную сумму, погашала частями, но вовремя не отдала. Сейчас возвращает долг потерпевшим из заработанных средств. Как свидетельствует характеристика, она не конфликтная, имеет поощрения, из предоставленного отпуска вернулась вовремя.
Осужденный Сахнов, бывший военный и бывший охранник, сделал большую глупость, согласившись выполнить роль водителя для компании вымогателей. Ему осталось четыре месяца до освобождения, когда он попал в «социальный лифт».
Комиссия задавала разные вопросы, пыталась разглядеть в глазах осужденных ответ на один вопрос: не использует ли этот человек облегченные условия наказания во вред себе и другим? В итоге не отказала всем шестерым. Что изменится в их жизни: раньше могли получать лишь шесть посылок с воли, а теперь – 12. Вместо одного длительного свидания в году будет два. Из заработанных денег они могли тратить только три тысячи рублей, дальше лимит отменяется.
За это маленькое счастье осужденным приходится месяцами и годами доказывать, что они встали на путь исправления. Положительную характеристику еще надо заслужить, выполняя множество режимных требований, например, не наносить вреда окружающим, отказаться от ненормативной лексики и т.д.
Сидишь и думаешь: зачем человеку надо потерять нормальную жизнь, чтобы потом с таким трудом к ней возвращаться?
Ирина ПИСАРЕВА.